Корзина пуста.
Войти

Феномен коммуникативной демонстративности в современном дискурсе

И.А. Тисленкова
80,00 ₽

УДК 808:81`42

DOI  https://doi.org/10.20339/PhS.2.2-24.014     

 

Тисленкова Ирина Александровна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных языков

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: tislenkova@bk.ru

 

Настоящая статья посвящена проблеме коммуникативной демонстративности в речи современного человека. Цель работы состоит в выявлении и описании ведущих черт коммуникативной категории демонстративности как нового явления современного дискурса, появившегося в результате социокультурной эволюции. В результате исследования установлено, что коммуникативная демонстративность представляет собой актуальную всеобщую норму взаимодействия, которая является коммуникативной тональностью, структурирующей процесс вербального общения и выполняющей функцию самоманифестации и средства эмоционального воздействия на адресата. Демонстративность рассмотрена в качестве универсальной составляющей знака, объективирующей и передающей определенный смысл. Коммуникативная демонстративность актуализирована на всех языковых уровнях и реализована в продуктах речи с помощью применения разнообразных языковых и неязыковых средств. Обнаружено, что ведущими средствами выражения данной коммуникативной категории являются эксплицитные семантические средства, периферийными — лексико-грамматические средства и паралингвистические знаки. Основными ее типами являются положительная и отрицательная разновидности. Коммуникативная демонстративность проявляется во всех обстоятельствах общения в рамках социально-коммуникативных сфер. Являясь формой ментального отражения действительности, демонстративность обусловливает национальное коммуникативное поведение отдельного народа и стандарты глобального коммуникативного пространства.

Ключевые слова: демонстративная тональность, коммуникативная категория, самопрезентация, коммуникативные демонстративы, речевые стратегии.

 

Литература

  1. Гербер А. Линия жизни // Культура: телеканал. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jURam_k533U.
  2. Артеменков А.А. Нооцефализация современного человека в условиях техногенно-городской среды // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 22. № 4. С. 113–122.
  3. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Сетевая цивилизация и природа Большого антропологического перехода // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 11. № 1. С. 220–231.
  4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
  5. Василенко Е.Н. Категория враждебности как единство социокогнитивного и коммуникативного измерений // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2022. Т. 14. № 1. С. 16–22.
  6. Вильчик М.К. Статус коммуникативной категории эгоцентризма в американской лингвокультуре // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13. № 3. С. 274–292.
  7. Захарова Е.П. Типы коммуникативных категорий // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Саратовский нац. исслед. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2000. С. 12–19.
  8. Ильинова Е.Ю., Цинкерман Т.Н. Прагматика коммуникативной тональности запрета в англоязычном воспитывающем общении // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 3. С. 52–62.
  9. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Тенденции развития современного дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 14–31.
  10. Карасик В.И. Коммуникативная тональность: типы и способы выражения // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2017. № 2 (18). С. 75–89.
  11. Кошкарова Н.Н. Конфликтный и кооперативный типы русскоязычного дискурса: традиции и новации жанрового корпуса // Экология языка и коммуникативная практика. 2016. № 2. С. 119–126.
  12. Лисенкова А.А. Социокультурные вызовы цифровой эпохи // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab. 2019. Т. 2. № 1. С. 173–182.
  13. Милонова К.И., Дудина И.М. Вторичное потребление современной молодежи как проявление креативного консюмеризма // LV Международные научные чтения (памяти А.А. Ухтомского): сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Европейский фонд инновационного развития, 2019. С. 88–91.
  14. Усатова Н. Линия жизни // Культура: телеканал. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FwvgcomZuz0.
  15. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса // Аксиологическая лингвистика: монография. М.: Гнозис, 2007. 407 с.
  16. Островский А.Н. Бесприданница. URL: https://ilibrary.ru/text/1202/p.1/index.html.
  17. Пискарёв П.М. Homo beatus — человек метамодерна // Власть и общество. 2019. № 8. С. 4–12.
  18. Сергеева Ю.С. Коммуникативная категория авторитетности в академическом дискурсе // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 434–439.
  19. Серова Т.С. Психология перевода как сложного вида иноязычной речевой деятельности. Пермь: ПГТУ, 2001. 211 с.
  20. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Н. Абрамова. М.: Русские словари, 1999. 575 с.
  21. Словарь русского языка XVIII века / под ред. Ю.С. Сорокина. Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1984. 256 с.
  22. Тахтарова С.С. Категория коммуникативного смягчения: когнитивно-дискурсивный и этнокультурный аспекты: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2010. 40 с.
  23. Тисленкова И.А. Языковые средства актуализации высокого уровня профессионализма говорящего в нарративном интервью (на материале английского языка) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 8 (161). C. 146–152.
  24. Тисленкова И.А. Языковая репрезентация среднего уровня профессионализма говорящего в биографическом интервью (на материале английского языка) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2022. Т. 14. № 1. C. 73–80.
  25. Учитель на замену: [видеозапись фильма] / реж. Т. Кэй. Paper Street Films, Appian Way, Kingsgate Films, 2011.
  26. Шрайдман Т.В. Дискурсивно-ситуативная отнесенность употребления средств образности в монологическом высказывании // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2012. № 6 (45). С. 129–137.
  27. Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс. Мыслить — говорить — действовать: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 438 c.
  28. Эзри Г.К. Провокация как философско-антропологическая проблема // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 4-3 (79). С. 146–148.