Корзина пуста.
Войти

Dostoevsky’s handwriting: Theoretical and practical aspects of research (based on the material of the writer’s digital archive)

Н.А. Тарасова
80,00 ₽

УДК 808.1:004

DOI  10.20339/PhS.1-24.147 

 

Тарасова Наталья Александровна,

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

e-mail: nsova74@mail.ru

 

В работе проанализированы проблемы исследования почерка Достоевского в теоретическом и практическом аспектах на материале рабочих тетрадей писателя. Определены содержание терминов «почерк», «скоропись», «каллиграфия» и круг вопросов, связанных с изучением различных типов письма, на основе чего выявляются значения и характеристики, актуальные для исследования почерка в записных тетрадях Достоевского. Показано, как полученные данные применяются при анализе рукописных текстов на материале электронного каталога графики «Архив Ф.М. Достоевского» (http://dostoevsky-archive.ru/). Из анализа следует, что база данных по почерку и невербальной графике писателя позволяет значительно пополнить сведения об особенностях графических начертаний в рукописных текстах Достоевского, устанавливать и аргументированно исправлять ошибочные прочтения автографов, что способствует более точному пониманию смысла авторских записей.

Ключевые слова: Достоевский, текстология, записные тетради, почерк, скоропись, цифровой архив.

 

Литература

  1. Берков П.Н. О переходе скорописи XVIII в. в современное русское письмо // Труды Ленинградского отделения Института истории Академии наук СССР. 1964. Вып. VII. С. 36–50.
  2. Быстрова Е.С. Скоропись в русской палеографии // Фотография. Изображение. Документ. 2011. Вып. 2. С. 49–60.
  3. Цыпкин Д.О. Понятие почерка в изучении русского исторического письма: к проблеме разработки методологии почерковедческого анализа древнерусских рукописей // Труды отдела древнерусской литературы / Институт русской литературы (Пушкинский Дом); отв. ред. О.В. Панченко. СПб.: Росток, 2016. Т. 64. С. 836–866.
  4. Рейсер С.А. Русская палеография нового времени: неография. М.: Высшая школа, 1982.
  5. Левочкин И.В. Основы русской палеографии. М.: Кругъ, 2003.
  6. Тарасова Н.А., Мбого И.А., Захаркина В.В. Новые методы изучения творческого наследия Ф.М. Достоевского: на материале цифрового архива писателя // Неизвестный Достоевский. 2021. Т. 8. № 3. С. 193–248. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1633701239.pdf (08.04.2023).
  7. Тарасова Н.А. Принципы создания электронного каталога графики на материале рукописей Ф.М. Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2022. Т. 9. № 2. С. 5–36. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1657210955.pdf (08.04.2023).
  8. Захаров В.Н. Перспективы цифрового Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2021. Т. 8. № 3. С. 183–192. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1633937657.pdf (08.04.2023).
  9. Тихомиров Б.Н. Каллиграфические элементы в почерке Достоевского как текстологическая проблема // Неизвестный Достоевский. 2022. Т. 9. № 2. С. 37–57. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1657390353.pdf (08.04.2023).
  10. Алексеева Л.В., Панюкова Т.В. Графические аспекты текстологической расшифровки рукописного текста Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2022. Т. 9. № 3. С. 54–77. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1666973663.pdf (08.04.2023).
  11. Из архива Ф.М. Достоевского. Преступление и наказание: неизданные материалы / подгот. к печати И.И. Гливенко. М.; Л.: ОГИЗ-ГИХЛ, 1931.
  12. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
  13. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 35 т. СПб.: Наука, 2013–2022. Т. 1–11.
  14. Записные тетради Ф.М. Достоевского, публикуемые Центральным архивным управлением СССР (тетради № 1 и 4) и Публичной библиотекой СССР имени Ленина (тетради № 2 и 3) / подгот. к печати Е.Н. Коншиной; коммент. Н.И. Игнатовой, Е.Н. Коншиной. М.; Л.: Academia, 1935.
  15. Текстологическое исследование записных тетрадей Ф.М. Достоевского к роману «Бесы»: дипломатическая транскрипция / подгот. К.А. Баршт. СПб.: Наука, 2021.

 

 

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 21-18-00333).