Корзина пуста.
Войти

Features of retrospect in D.H. Lawrence’s novell “Sun”

М.Н. Николаева, О.Я. Федоренко
80,00 ₽

УДК 81`42:821.111-31

DOI  10.20339/PhS.1-24.056    

 

Николаева Марина Николаевна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры английской филологии

Институт иностранных языков

Московский городской педагогический университет

e-mail: nikolaevam@mgpu.ru

Федоренко Ольга Ярославовна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры английской филологии

Институт иностранных языков

Московский городской педагогический университет

ORCID: 0000-0003-3586-6843

e-mail: Olgadujuin@gmail.com

 

Цель настоящей статьи — выявление специфики ретроспективной композиции новеллы Д.Г. Лоуренса «Солнце». Для достижения поставленной цели подробно проанализированы художественные средства, репрезентирующие ретроспекцию в произведении английского писателя. Внимание уделено образному плану сочинения (образы-персонажи, образы-символы), психологизму новеллы (внутренний монолог, воспоминание и др.), аллюзиям к культурным и историческим фактам, которые способствуют сближению хронологического времени. Методологию исследования составляет комплекс контекстологического, композиционного и лингвистического анализов художественного произведения. В результате выявлены основные приемы создания ретроспективной композиции новеллы, а также передачи отношений «настоящее — прошлое», составляющих смысловой базис произведения. Теоретическая и практическая ценность исследования заключается в возможности использования полученных данных в дальнейших теоретических и прикладных исследованиях в области литературоведения, лингвистики текста и культурологии.

Ключевые слова: время, дисконтинуум, континуум, новелла, ретроспекция, художественный текст.

 

Литература

  1. Американская культурно-языковая картина мира XIX века: время, свобода, судьба, одиночество, достоинство: монография / О.В. Афанасьева, К.М. Баранова, В.С. Машошина, О.Г. Чупрына. М.: Диона, 2019. 112 с.
  2. Баранова К.М., Чупрына О.Г. Диахронический взгляд на константы в американской языковой картине мира // Вестник МГОУ. Сер.: Лингвистика. 2015. № 6. С. 8–15. DOI 10.18384/2310-712X-2015-6-8-15.
  3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / отв. ред. Г.В. Степанов. Изд. 7-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 144 с.
  4. Кравченко В.И. Трансформация и мифологизация романного героя и хронотопа в дилогии Д.Г. Лоуренса «Радуга. Влюбленные женщины» // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. С. 101–109.
  5. Кузьмина И.Н. Временной дисконтинуум в тексте (на материале немецкой художественной прозы) // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 49. С. 70−74.
  6. Лифантьева Е.В. Реализация текстовой категории ретроспекции в англоязычном художественном тексте: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тула, 2009.
  7. Макарова В.А. Сверхсюжетное время в художественном тексте // Вестник МГОУ. Сер.: Лингвистика. 2019. № 3. С. 13–20. DOI 10.18384/2310-712X-2019-3-13-20.
  8. Меркулова М.Г. Ретроспекция в английской «новой драме» конца XIX — начала ХХ века: истоки и функционирование: монография. М.: Прометей, 2006. 184 с.
  9. Николаева М.Н. «Цветовая палитра» как составляющий компонент образности в произведениях Д.Г. Лоуренса // Язык и межкультурная коммуникация: материалы IV Межвузовской науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 25–26 апреля 2007 г. СПб.: СПбГУП, 2007. С. 274−277.
  10. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
  11. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное: (на материале английского языка). М.: Высшая школа, 1979. 219 с.
  12. Федоренко О.Я. Прием ретроспекции в драме А. Миллера «Я ничего не помню» // Вестник МГПУ. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2021. № 1 (41). С. 8–14. DOI 10.25688/2076-913X.2021.41.1.01.
  13. Bell M. Lawrence, the “pure present” and les années de pèlerinage. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/287 (11.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.287.
  14. Bhowal S. Lawrence’s concept of time: A Deleuzian reading. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/284 (11.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.284.
  15. Brault-Dreux E. Modern Boredom: Subjective distortions of time in D.H. Lawrence’s work. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/282 (10.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.282.
  16. Bricout S. “Postponing destiny”: The wheels of time in D.H. Lawrence’s apocalypse. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/279 (10.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.279.
  17. El Samad S. “Harmony with Time”: Lawrence’s aesthetic in the tortoise poems”. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/301 (11.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.301.
  18. Fjågesund P. Time in the rainbow and women in love: From organic flow to mechanical jam. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/290 (10.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.290.
  19. Fleming F. “Must take the imaginative line”: Lawrence the creative historian. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/297 (10.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.297.
  20. Ghosh J. The last poems of D.H. Lawrence: Poetry of the eternal present. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/295 (11.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.295.
  21. Gouirand J. Time of love in lady Chatterley’s lover. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/292 (10.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.292.
  22. Macadré-Nguyên B. Traces, marks and imprints of time in the rainbow and women in love. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/289 (11.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.289.
  23. Marks B.A. Retrospective narrative in nineteenth century American literature // College English. 1970. Vol. 31. No. 4. P. 366–375. URL: https://www.jstor.org/stable/374543?origin=crossref (09.03.2023). DOI 10.2307/374543.
  24. Michelucci S. The annihilation of history in D.H. Lawrence’s later works. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/298 (11.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.298.
  25. Mosesohn A. Subjective perception of time in “Sons and Lovers” by D.H. Lawrence // Время и культура в лингвистике и литературоведении: материалы I Международного коллоквиума, Москва, 17 декабря 2020 г. М.: Принтика, 2021. С. 103–108.
  26. Proskurnin B.M. The subversion of linear time in “Sons and Lovers” by D.H. Lawrence // Perm University Herald. Russian and Foreign Philology. 2015. No. 2 (30). P. 112–119.
  27. Ragachewskaya M.S. “The man who loved islands” and “The woman who rode away”: Turning a moment into eternity. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/280 (11.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.280.
  28. Reinhold N. The concept of time in Lawrence’s short stories of the 1910s: Reading “a Bible of [the English people’s] hearts”. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/288 (11.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.288.
  29. Shafer J.R. Charles Olson’s post-modern instant and D.H. Lawrence’s demon. URL: http://journals.openedition.org/lawrence/285(11.03.2023). DOI 10.4000/lawrence.285.