УДК 81`42(479.25)
https://doi.org/10.20339/PhS.6s-22.135
Шафранская Элеонора Федоровна,
доктор филологических наук, доцент,
профессор кафедры русской литературы
Московский городской педагогический университет;
ведущий научный сотрудник
НОЦ «Смоленский центр квантитативной филологии»
ORCID: 0000-0002-4462-5710
elibrary SPIN: 5340-6268
e-mail: shafranskayaef@mail.ru
В работе продолжена аналитика армянского текста — феномена русской культуры и литературы, начатая в предыдущей статье «Армянский текст: дети Иова» (Полилингвиальность и транскультурные практики. 2022. № 3). На основе прозаических текстов последней трети ХХ в. (и пунктиром XXI в.), а также поэтических текстов современных поэтов (Лианы Шахвердян, Максима Амелина, Алессио Гаспари, Георгия Кубатьяна) предложен алгоритм анализа армянского текста. Рассмотрены паттерны, связанные с ключевыми именами, атрибутами, пространством армянской картины мира, какой она складывается в русской литературной рецепции. Это такие паттерны, как Арарат, Севан, море, лаваш, армянский дворик, Грант Матевосян. Предложен новый паттерн армянского текста — личность и творчество Г. Кубатьяна. Сделана попытка противопоставить армянский текст простому упоминанию армянских атрибутов в литературе, а также предложен непременный «ингредиент» для возникновения локального текста как такового, в частности армянского. Обозначена, пусть и спорная, иерархия между стихами и прозой в процессе рождения локального текста.
Ключевые слова: армянский текст, Армения, паттерны армянского текста, А. Битов, В. Гроссман, Ю. Карабчиевский, Г. Матевосян, Г. Кубатьян, лаваш, армянский дворик, море.
Литература
1. Шафранская Э.Ф. Ташкентский текст в русской культуре. М.: Арт Хаус медиа, 2010.
2. Карабчиевский Ю. Тоска по Армении // Тоска по дому: роман, повести / Ю. Карабчиевский. М.: Слово, 1991. С. 185–296.
3. Аннинский Л.А. Лучина и свеча // Дружба народов. 1993. № 2. С. 169–186.
4. Кубатьян Г. От слова к слову: комментарий к циклу О. Мандельштама «Армения» // Ворованный воздух: статьи и заметки / Г. Кубатьян. Ереван: РАУ, 2005. С. 7–66.
5. Амирханян М.Д., Павлова Л.В., Романова И.В. Реконструкция «армянского» текста в русской поэзии ХХ века: (опыт компьютерного исследования) // Известия Смоленского государственного университета. 2020. № 2 (50). С. 5–21.
6. Павлова Л.В., Романова И.В. «Армянский» текст русской поэзии: (интерпретация данных программного комплекса «Гипертекстовый поиск слов-спутников в авторских текстах») // Новый филологический вестник. 2020. № 4 (55). С. 212–225.
7. Шафранская Э.Ф. Армянский текст: дети Иова // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2022. № 3. С. 511–520.
8. Битов А. Уроки Армении // Образ жизни: повести / А. Битов. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 165–285.
9. Афлатуни С. Барокко: рассказ // Звезда. 2006. № 3. С. 60–75.
10. Гроссман В. Добро вам! : (из путевых заметок) // Знамя. 1988. № 11. С. 5–62.
11. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Кавказ. Интеллектуальные путешествия из России в Грузию, Азербайджан и Армению. М.: Издательский сервис, 2002.
13. Мартиросян В. Это сладкое слово — Армения: размышления писателя по поводу национальной идентичности // Народы перед зеркалом: эссе. Статьи. Очерки. М.: Ред. журнала «Дружба народов», 2014. С. 110–118.
14. Гаспари А. Поездка в Армению // Литературная Армения. 2021. № 1. С. 73–79.
15. Амелин М. Ереванский триптих: стихи // Знамя. 2015. № 11. С. 199–201.
16. Сурат И. Притяжение горой // Знамя. 2015. № 11. С. 202.
17. Шахвердян Л. Весна отчаяния (2015–2017). Ереван, 2018.
18. Шакарян К. Стихи о Родине // Литературная Армения. 2018. № 3. С. 3–6.
19. Хлебников М. Союз и Довлатов (подробно и приблизительно). М.: Городец, 2021.
20. Архангельский А. Обращение в Армению // Знамя. 2015. № 11. С. 203–204.
21. Манн Ю. Целое и детали // Знамя. 2015. № 11. С. 205–206.
22. Марченко А. Не выцветающие картинки // Знамя. 2015. № 11. С. 207–219.
23. Ганиева А. И вошли в Ковчег // Знамя. 2015. № 11. С. 194–198.
24. Кубатьян Г.И. Обойди Армянское нагорье: стихи // Дружба народов. 2021. № 10. С. 147–150.
25. Гарипова Г.Т. Философская референция как способ художественного миромоделирования в прозе «поколения сорокалетних»: (на материале произведений А. Битова, А. Кима) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 2. С. 258–263.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 22-18-00339).