Корзина пуста.
Войти

«Огненная симфония»: романы Андрея Белого и Густава Майринка в типологическом освещении

Н.Г. Шарапенкова
80,00 ₽

УДК 821.161.1.091-3

https://doi.org/10.20339/PhS.6-22.110          

 

Шарапенкова Наталья Геннадьевна,

доктор филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой германской филологии и скандинавистики

Петрозаводский государственный университет

e-mail: natshar@mail.ru

 

Рассмотрена насущная проблема современного литературоведения — изучение переходных, рубежных периодов в истории мировой литературы. Исследованы новые ценностные ориентиры и особенности поэтики Андрея Белого и Густава Майринка, русского и австрийского писателей-модернистов начала XX в. Примененный компаративистский метод позволил отчетливее выявить национальную специфику идиостиля каждого писателя, обнаружить сходное в разнящемся и обозначить противоположную направленность авторских интенций. Особое внимание уделено выявлению «огненной» тематики (мотивам огня, пламени, солнца) художественных «полотен» романов «Москва» Андрея Белого и «Голем» Густава Майринка. Рассмотрен вопрос, как «огонь», представленный в широком христианском, мифологическом, оккультно-каббалистическом и антропософском контекстах, связан с духовным перерождением «героев пути» (Ю.М. Лотман): ученого Ивана Коробкина и резчика камней Атанасиуса Перната. Намечен один из путей прочтения (интерпретации) сложнейших, «головоломных» художественных произведений ХХ в., что позволит в отечественном литературоведении выстроить творческую эволюцию как Андрея Белого — прозаика, так и Густава Майринка, а также более детально определить литературные русско-австрийские конвергенции ХХ в. Представлен опыт многолетней работы автора статьи — специалиста в области как творчества Андрея Белого, так и выявления особенностей «недогматической духовности» художников слова.

Ключевые слова: Андрей Белый, роман «Москва», Густав Майринк, роман «Голем», стихия огня, оккультизм, антропософия, онейропоэтика.

 

Литература

  1. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: РГГУ, 2001. 405 с.
  2. Тургенева А. Воспоминания о Рудольфе Штайнере и строительстве первого Гётеанума. М.: Новалис, 2002. 137 с.
  3. Иван И. Заметки к антропософскому контексту романа А. Белого «Петербург» // Андрей Белый в изменяющемся мире. М.: Наука, 2008. С. 374–381.
  4. Литературное наследство. Т. 105: Андрей Белый: автобиографические своды: материал к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов / отв. ред. А.Ю. Галушкин, О.А. Коростелев; науч. ред. М.Л. Спивак; сост. А.В. Лавров, Дж. Малмстад. М.: Наука, 2016. 1120 с.
  5. Белый А. История становления самосознающей души: в 2 кн. М.: ИМЛИ РАН, 2020.
  6. Оболенска Д. Путь к посвящению: антропософские мотивы в романах Андрея Белого. Гданьск: Гданьский университет, 2009. 274 с.
  7. Белый А. Московский чудак: первая часть романа «Москва». М.: Никитинские субботники, 1927. 250 с.
  8. Белый А. Маски. М.: ГИХЛ, 1932. 441 с.
  9. Андрей Белый: pro et contra: личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников. СПб.: РХГИ, 2004. 1048 с.
  10. Белый А. Москва. М.: Сов. Россия, 1989. 768 с.
  11. Коно В. Мотив «глаза» в романе «Москва» А. Белого // Андрей Белый в изменяющемся мире. М.: Наука, 2008. С. 489–498.
  12. Спивак М.Л. «Золотое руно» Задопятова: аргонавтизм // Андрей Белый — мистик и советский писатель / М.Л. Спивак. М.: РГГУ, 2006. С. 317–323.
  13. Кожевникова Н.А. Улицы, переулки, кривули, дома в романе Андрея Белого «Москва» // Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: РГГУ, 1999. С. 90–112.
  14. Ван Баак Й. Белый-антрополог: о поэтике Андрея Белого с когнитивной точки зрения: (вводные замечания к обширной теме) // Миры Андрея Белого. Белград; М., 2011. 890 с.
  15. Шарапенкова Н.Г. «Дух Гёте»: трансформация фаустовских мотивов в романе Андрея Белого «Москва» // Арабески Андрея Белого. Жизненный путь. Духовные искания. Поэтика. Белград; М., 2017. С. 655– 661.
  16. Иванов Вяч.Вс. Профессор Коробкин и профессор Бугаев: к жанровой характеристике романа «Москва» А. Белого // Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: РГГУ, 1999. С. 11–28.
  17. Белый Андрей, Иванов-Разумник. Переписка 1913–1932 гг. СПб., 1998. С. 284.
  18. Noll R. Kult Junga. Charyzmatyczny przywódca i jego ruch / transl. J. Korpatny. Kraków: Vis-á-vis Etiuda, 2021.
  19. Der Okkultist Meyrink. Eine Unterredung mit Paul Leppin // Deutsche Zeitung Bohemia. Praga, 1932.
  20. Prokopiuk J. Gustaw Meyrink — «Szatan z Pragi» (i jego «Golem») // Piękno jest tylko gnozy początkiem / J. Prokopiuk. Katowice: KOS, 2007.
  21. Митчелл М. VIVO: Жизнь Густава Майринка. URL: https://castalia.ru/translations/majk-mitchell-vivo-zhizn-gustava-majrinka-glava-1-rozhdenie-i-detstvo (10.03.2022).
  22. Fijałkowska-Janiak I. Gustav Meyrink. URL: http://www.tradycjaezoteryczna.ug.edu.pl/node/470 (19.02.2022).
  23. Wünsch M. Auf der Suche nach verlorener Wirklichkeit // Der Engel vom westlichen Fenster / G. Meyrink. München; Wien: A. Langen — G. Müller Verlag GmbH, 1975.S. 528–568.
  24. Зусман В.Г. Пражский круг // История австрийской литературы ХХ века: в 2 т. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 262–279.
  25. Теличко А.В. Трансформация жанра «роман становления» (“Entwicklungsroman”) в творчестве Г. Майринка // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2013. С. 151–156.
  26. Крюков В. Произведение в алом // Голем: роман / Г. Майринк. М.: Энигма, 2010. С. 7–65.
  27. Каминская Ю.В. Романы Густава Майринка 1920-х гг. СПб., 2004. 154 с.
  28. Майринк Г. Ангел Западного окна: роман. М.: Энигма, 2019. 592 с.
  29. Майринк Г. Голем. М.: Вече, 2019. 352 с.
  30. Юнг К.Г. Психология и алхимия / пер. с англ. С. Удовика. М.: АСТ, 2008. 603 с.