Корзина пуста.
Войти

Typology of composition in Village prose of 20th century

А.Ю. Большакова
80,00 ₽

УДК 82.09

https://doi.org/10.20339/PhS.5-22.073                 

 

Большакова Алла Юрьевна,

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

e-mail: allabolshakova@mail.ru

 

 

 Дано представление о типологии композиционных форм в русской литературе минувшего столетия на примере ведущего литературного направления второй половины ХХ в. — деревенской прозы, в которой композиционная организация обрела приоритетное значение по сравнению с сюжетной. Понимая под композицией внутреннюю структуру произведения, автор настоящей статьи доказывает ее значение в организации художественного целого. Рассмотрены такие ключевые для деревенской прозы виды композиции, как кольцевая, ассоциативная, темпоральная (ретроспективная, анахроническая), композиция внесюжетных элементов и др. Данная задача решена на основе исследования произведений В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, А.Я. Яшина, Б.П. Екимова и др. Выявлено значение звукообраза в композиционной организации произведения, обусловленное традициями песенной культуры России. Особое внимание, с опорой на концепцию Б.А. Успенского, уделено проблеме точек зрения в повествовательной композиции, диалектика которых обеспечивает в деревенской прозе повествовательную организацию композиции по принципу смены точек зрения: от высшей, идущей от русского космизма, к имманентной текущей действительности. В результате исследования сделан вывод о разнообразии и содержательности композиционных форм, выполняющих в деревенской прозе не формальную, но сущностную роль по претворению идейно-художественных концепций писателей.

Ключевые слова: композиционная организация, типология, структура, деревенская проза, роль звукообраза, проблема точек зрения.

 

Литература

1. Яшин А.Я. Угощаю рябиной. М.: Советский писатель, 1979.

2. Астафьев В.П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997–1998.

3. Воробьев К.Д. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. М.: Современник, 1991.

4. Распутин В.Г. Последний срок; Прощание с Матерой: повести и рассказы. М.: Советский писатель,1985.

5. Екимов Б.П. Пиночет. М.: Вагриус, 2000.

6. Корниенко Н.В. «Сказано русским языком…»: Андрей Платонов и Михаил Шолохов: встречи в русской литературе. М.: ИМЛИ РАН, 2003.

7. Малыгина Н.М. Эстетика Андрея Платонова. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.

8. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.