УДК 81`42
https://doi.org/10.20339/PhS.5-22.047
Милютина Марина Георгиевна,
доктор филологических наук, доцент,
профессор кафедры русского языка,
теоретической и прикладной лингвистики
Удмуртский государственный университет
e-mail: mmilyutina@inbox.ru
Известно, что грамматика является связующим звеном между значениями лексическими и образно-символическими. В работе предложен один из возможных вариантов интерпретации стихотворения О. Седаковой «Алатырь», опирающейся преимущественно на его поэтическую грамматику. Внимание сосредоточено на смене темпоральных планов, инфинитивных сериях и субъектной сфере стихотворения. Показано, что грамматическая семантика, подкрепленная лексическими показателями, помогает поэту более точно и глубоко раскрыть символический образ Алатыря через образ «креста времени», соединяющего прошлое с будущим, явь со сном, жизнь со смертью, начало с концом. Инфинитивные серии в конце стихотворения, в основном состоящие из глаголов несовершенного вида, позволяют Седаковой на грамматическом уровне выразить созерцание реально-ирреальной действительности как сна-смерти и сделать имплицитно представленный модальный план стихотворения более многозначным. Открытая субъектная позиция при инфинитивах (неоднозначный подразумеваемый датив) дает возможность по-разному истолковывать наполнение субъектной сферы, воспринимать ее и как внешнюю (принадлежащую читателю), и как внутреннюю (принадлежащую лирическому герою). Организованная таким образом субъектная сфера становится транссубъектной, а поэтический дискурс приобретает возможность быть присвоенным любым говорящим.
Ключевые слова: поэтическая грамматика, поэзия О. Седаковой, инфинитивное письмо, смена временных планов, организация субъектной сферы.
Литература
1. Бибихин В.В. Грамматика поэзии. Новое русское cлово. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009. 592 с.
2. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой: стилистические наброски / под ред. В.В. Виноградова // Поэтика русской литературы: избранные труды. М.: Наука, 1976. С. 367–459.
3. Жолковский А.К. Бродский и инфинитивное письмо // Новая и новейшая русская поэзия. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009. С. 155–172.
4. Казарин Ю. Мелодия из милости и силы…: о поэзии Ольги Седаковой // Урал. 2013. № 1. URL: http://uraljournal.ru/work-2013-1-624 (25.11.2019).
5. Медведева Н.Г. «Тайные стихи» Ольги Седаковой. Ижевск, 2013. 267 с.
6. Онипенко Н.К. Объяснительные возможности лингвистического анализа прозы А.П. Чехова // Гуманитарная парадигма. 2020. № 3 (14). С. 67–85.
7. Петрухина Е.В. Крестообразная модель времени и ее объяснительная роль в русской грамматике // Русский язык в поликультурном мире: Х Международная конференция: сб. науч. ст. Симферополь: ИГ «АРИАЛ», 2016. Т. 1. С. 206–215.
8. Прохоров Г.М. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. М.: Искусство России, 2002. 159 с.
9. Перепёлкин М.А. Творчество Ольги Седаковой в контексте русской поэтической культуры: (Смерть и бессмертие в парадигме традиции): автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2000. 20 с.
10. Конструкция с независимым инфинитивом // Русская корпусная грамматика. URL: http://rusgram.ru/Конструкция_с_независимым_инфинитивом.
11. Седакова О.А. Поэтика обряда: погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004.
12. Седакова О.А. Грамматика созерцания. URL: http://kogni.narod.ru/sedakova.htm (01.12.2019).
13. Славянская мифология: энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Международные отношения, 2002. 512 с.
14. Сандлер Стефани. Стесненная свобода: о снах и ритмах в поэзии Ольги Седаковой // Ольга Седакова: стихи, смыслы, прочтения: сб. науч. ст. М.: Новое литературное обозрение, 2017. URL: http://nlo.olgasedakova.com/ (15.06.2021).
15. Субъект в новейшей русскоязычной поэзии — теория и практика / под ред. Х. Шталь, Е. Евграшкиной. Берлин: Peter Lang Gmbh, Internationaler Verlag Der Wissenschaften, 2018.
16. Фатеева Н.А. Поэт и проза: кн. о Пастернаке. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 399 с.
17. Шатуновский И.Б. Проблемы русского вида. М.: Языки славянских культур, 2009. 352 с.
18. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. URL:http://philology.ru/linguistics1/jakobson-75.htm (18.06.2019).
19. Яцкевич Л.Г. Структура поэтического текста. Вологда: Русь, 1999. 238 с.