Корзина пуста.
Войти

Angelology of Elena Shvarts based on the book of poetry “Birdsong on the seabed”

О.В. Медуха
80,00 ₽

УДК 81`42

https://doi.org/10.20339/PhS.5-22.038           

 

Медуха Олеся Викторовна,

магистр, аспирант кафедры русистики

Университет им. Св. Кирилла и Мефодия в Трнаве (Словакия)

e-mail: medukha1@ucm.sk

https://orcid.org/0000-0002-0862-4550

 

На примере стихотворений сборника «Песня птицы на дне морском» проанализирован один из репрезентативных в поэзии Елены Шварц образов — образ ангела. Образ является актуальным отображением и переосмыслением взаимодействий религиозного и повседневного планов существования человека, в качестве частотной метафоры он формирует особый мотив в поэзии необарокко Елены Шварц, что реализуется на уровне рассматриваемого сборника стихотворений. Особая стратегия взаимодействия автора с устоявшимся контекстом русской культуры позволяет сформулировать выводы о состоянии исследуемого мотива в поэзии андеграунда 1970-х гг. и позднее. Результат исследования представляет собой применение методики close reading к одному из текстов — «В Измайловском соборе», а также систематический анализ образа в других текстах сборника. Выявлены особенности функционирования образа, проанализирована его диалогическая направленность и визионерская природа, рассмотрено введение метаболы. Отмечена особая стратегия отношения Елены Шварц к фантастическим существам.

Ключевые слова: образ ангела, Елена Шварц, необарокко, метафизическая поэзия.

 

Литература

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. 430 с.
  2. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. 743 c.
  3. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. С. 5–22.
  4. Есаулов И.А. Экфрасис в русской литературе нового времени: картина и икона // Проблемы исторической поэтики. 2001. № 6. С. 43–56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekfrasis-v-russkoy-literature-novogo-vremeni-kartina-i-ikona (26.12.2021).
  5. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. 608 с.
  6. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XVIII–XX веков: в 2 т. Т. 1. М.: Эдиториал УРСС, 2007. 848 с.
  7. Седакова О. L’antica fiamma Елена Шварц // Новое литературное обозрение. 2010. № 103. С. 266–272. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/3/l-8217-antica-fiamma-elena-shvarcz.html (26.12.2021).
  8. Седакова О.А. Церковнославяно-русские паронимы: материалы к словарю. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2005. 432 с.
  9. Степанов Ю.С. Гений и ангел // Константы: словарь русской культуры. М.: Языки славянских культур, 2007. 824 с.
  10. Стрась Э. Женщина-ангел в русской и польской языковой традиции // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. 2015. С. 258–263.
  11. Шварц Е. Песня птицы на дне морском: стихотворения. СПб.: Пушкинский фонд, 1995. 88 с.
  12. Щукин В.Г. Тихий ангел. К истории одного из константных мотивов русской литературы. Ст. 2: Невыразимое: от Жуковского к Тургеневу // Имагология и компаративистика. 2014. № 2. C. 70–91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tihiy-angel-k-istorii-odnogo-iz-konstantnyh-motivov-russkoy-literatury-statya-vtoraya-nevyrazimoe-ot-zhukovskogo-k-turgenevu (26.12.2021).
  13. Bentz C.E. On angels’ wings: Idolatry in Viktoria Tokareva’s “Five figures on a pedestal” and Lyudmila Ulitskaya’s “Angel” // Undergraduate Theses, Professional Papers, and Capstone Artifacts. 2020. 302 p. URL: https://scholarworks.umt.edu/utpp/302 (26.12.2021).
  14. Grominová A. The motif of world transfiguration in Ivan Zhdanov’s poem “Orans” // Quaestio Rossica. 2019. No. 7 (3). P. 983–991.
  15. Pitała E., Ługowska J., Skawiński J. Śladami aniołów // Etnolingwistyka. 2011. Vol. 23. P. 268–274.

 

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке проекта KEGA № 021UCM-4/2020 s názvom Tvorba učebníc pre rusko-slovenské sekcie bilingválnych a slovanských gymnázií («Создание учебников для русско-словацких секций двуязычных и славянских гимназий»).