Корзина пуста.
Войти

Концепт отсеченной головы (экзистенция, вещь, троп)

Н.М. Солнцева, Е.Г. Солнцева
80,00 ₽

УДК 821.161.1:81`42

https://doi.org/10.20339/PhS.4-22.106     

 

Солнцева Наталья Михайловна,

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры истории новейшей

русской литературы и современного литературного процесса 

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: natashasolnceva@yandex.ru

Солнцева Елена Георгиевна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных языков

Российский университет дружбы народов

e-mail: solntseva-elena@yandex.ru

 

Содержательный и сюжетный потенциал концепта отсеченной или отрубленной головы широк. Концепт определяет онтологические и экзистенциальные смыслы произведений. Его мортальная семантика выражена в маркировании социального катаклизма (Н. Гумилев, Г. Иванов, Н. Клюев), философемы (М. Булгаков), трагического предчувствия (М. Цветаева), оптической деформации (В. Ходасевич), галлюцинации (Ю. Одарченко) и ее реализации стигматиком (А. Грин), абсурда жизни (А. Введенский), насильственной манипуляции (А. Беляев), самосознания (И. Бунин, В. Пелевин). Отмечена специфика канонических и апокрифических интерпретаций усекновения главы Иоанна Крестителя. Указано на обусловленность обезглавливания как сверхъестественными силами, так и волей смертного. Поставлен вопрос о границе в изображении диссоциации персонажа и его биполярного состояния. Выявлен художественный инструментарий в описании эмоций, поступков персонажа, его самоидентификации до и после лишения головы. Сделан акцент на вариативности художественной специфики концепта отсеченной головы от балаганной поэтики до натуралистической образности и символизации. Определена сюжетная, нарративная, психологическая, композиционная роль образа отсеченной головы в ряде произведений. Рассмотрен феноменологический смысл образа чаши-черепа как выражения исторической памяти (А. Пушкин, Н. Гумилев, С. Есенин) и существования индивидуума (М. Зенкевич).

Ключевые слова: галлюцинация, голова, магическая, модификация, символ, троп, чаша-череп.

 

Литература

  1. Клычков С.А. Собрание сочинений: в 2 т. М.: Эллис Лак, 2000. Т. 1. 544 с.
  2. Клюев Н.А. Сердце Единорога. СПб.: РХГИ, 1999. 1072 с.
  3. Бабель И.Э. Конармия. М.: Правда, 1990. 480 с.
  4. Клюев Н.А. Словесное древо. СПб.: Росток. 688 с.
  5. Иванов Г.В. Мертвая голова // Собрание сочинений: в 3 т. М.: Согласие, 1994. Т. 3. 740 с.
  6. Гумилев Н.С. Сочинения: в 3 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 1. 590 с.
  7. Лукницкий П.Н. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой: в 2 т. Париж: YMCA-PRESS, 1991. Т. 2. 249 с.
  8. Куликова Е.Ю. Об одном мортальном сюжете в творчестве Н. Гумилева: «Отрубленная голова» // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. Вып. 7. С. 1396–1404.
  9. Тименчик Р.Д. К символике трамвая в русской поэзии // Ученые записки Тартуского государственного университета: труды по знаковым системам. Вып. XXI: Символ в системе культуры. 1987. № 830. С. 135‒143.
  10. Ходасевич В. Колеблемый треножник. М.: Советский писатель, 1991. 688 с.
  11. Цветаева М.И. Книги стихов. М.: Эллис Лак, 2006. 896 с.
  12. Одарченко Ю.П. Стихи и проза. Париж: La Presse Libre, 1983. 291 с.
  13. Грин А.С. Загадка предвиденной смерти // Собрание сочинений: в 5 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 2. С. 227–233.
  14. Друскин Я.С. Материалы к поэтике Введенского // Полное собрание произведений: в 2 т. / А.И. Введенский. М.: Гилея, 1993. Т. 2. С. 164–174.
  15. Введенский А.И. Елка у Ивановых // Полное собрание произведений: в 2 т. М.: Гилея, 1993. Т. 2. С. 47–67.
  16. Беляев А.Р. Голова профессора Доуэля // Собрание сочинений: в 5 т. Л.: Детская лит., 1983. Т. 1. С. 33–136.
  17. Булгаков М. Мастер и Маргарита // Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита / М. Булгаков. М.: Худож. лит., 1973. С. 423–812.
  18. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия вещи. Томск: Водолей, 1998. 384 с.
  19. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
  20. Данте А. Божественная комедия. М.: Эксмо, 2002. 640 с.
  21. Лукаш И.С. Граф Калиостро // Сочинения: в 2 кн. М.: Интелвак, 2000. Кн. 1. С. 19–132.
  22. Пелевин В.О. Все рассказы. URL: http: www.litmir.me/br/?b=216924&p=1 (31.01.2022).
  23. Бунин И.А. Суходол // Собрание сочинений: в 8 т. М.: Московский рабочий, 1994. Т. 3. С. 135–181.
  24. Слово о Меркурии Смоленском // Памятники литературы Древней Руси: ХIII век. М.: Худож. лит., 1981. С. 560–561.