УДК 821.161.1:77
https://doi.org/10.20339/PhS.4-22.074
Проданик Надежда Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент,
доцент кафедры литературы и культурологии
Омский государственный педагогический университет
e-mail: omsk.nadezhda@mail.ru
В работе определены роль и знаковая природа фотографии Настасьи Филипповны в полифоническом мире романа Ф.М. Достоевского «Идиот». В середине XIX в. этот вид визуального искусства находился в зоне повышенного внимания, выступал источником спора писателей и художников; причиной тому были возможность тиражирования фотографии и, соответственно, ее неуникальность. Цель настоящей статьи — показать, как отозвался Ф.М. Достоевский на дискуссию современников о фотографии; определить, какие смыслы вкладывал писатель в этот эстетический знак, какую функцию выполняет фотография в художественном мире романа «Идиот». Методологическую основу исследования составляют семиотический, нарративный, историко-культурный подходы. Фотография рассмотрена как культурный феномен второй половины XIX в.; как семиотический элемент (знак, обладающий семантикой и демонстрирующий ее в романном бытии); как элемент нарративной конструкции, построение которой свидетельствует о специфике образа Настасьи Филипповны и отношении других персонажей к героине. Реконструированный в статье историко-культурный контекст позволяет прояснить отношение современников и самого Ф.М. Достоевского к феномену фотографии. В ходе проведенного исследования установлено, что фотография является одним из ключевых элементов художественного образа Настасьи Филипповны. С помощью фотопортрета обнаруживаются черты характера и личные качества героини: гордость, чувство вкуса и знание модных тенденций, стремление к демонстрации собственной значимости. Разделяя мнения современников о непроницаемости для фотоаппарата внутреннего облика человека, Ф.М. Достоевский делает фотографию структурным принципом женского образа: фотопортрет демонстрирует внешнюю красоту героини, но скрывает ее внутренний облик. Тем самым в художественном мире полифонического романа фотография формирует загадку образа Настасьи Филипповны, диалектическую сложность и противоречивость ее личности.
Ключевые слова: фотография в культуре XIX века, семиотика фотографии, фотография как элемент художественного образа, роман Ф.М. Достоевского «Идиот», образ Настасьи Филипповны.
Литература
1. Кнабе Г.С. Семиотика культуры: конспект учебного курса. М.: РГГУ, 2005. 63 с.
2. Гурьева М.М. Проблемы истории фотографии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 115. С. 338–343.
3. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 8. Л.: Наука, Ленинг. отд-ние, 1973. 511 с.
4. Герд Л.А., Вах К.А. Один малоизвестный русский фотограф XIX века: Гавриил Васильевич Рюмин // Новое искусствознание. 2019. № 4. С. 32–41.
5. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 23. Л.: Наука, Ленинг. отд-ние, 1981. 423 с.
6. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 13. Л.: Наука, Ленинг. отд-ние, 1975. 456 с.
7. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 19. Л.: Наука, Ленинг. отд-ние, 1979. 359 с.
8. Крамской И.Н. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837–1887. СПб.: Типография А.В. Суворина, 1888. 750 с.
9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений: в 7 т. / М.М. Бахтин. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 7–300.
10. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с.
11. Вахтель Э. «Идиот» Достоевского. Роман как фотография // Новое литературное обозрение. 2002. № 57. URL: http://philology.ru/literature2/vachtel-02.htm (23.12.2021).
12. Секула А. Об изобретении фотографического значения. URL: https://syg.ma/@julia-altukhova/allan-siekula-ob-izobrietienii-fotoghrafichieskogho-znachieniia (23.12.2021).
13. Сто лет фотографии. Дагер. Ньепс. Тальбот. М.: Госкино, 1938. 62 с.
14. Ермолова А.А. Художественность как проблемное поле фотографии. Отношения фотографии и живописи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3. С. 79–85.
15. Ермолова А.А. Художественная фотография как форма эстетической коммуникации // Культура: теория и практика. 2017. № 4 (19). URL: http://theoryofculture.ru/issues/77/979/ (23.12.2021).