УДК 821.161.1-1
https://doi.org/10.20339/PhS.3-22.119
Комуцци Людмила Владимировна,
доктор филологических наук, доцент,
профессор кафедры теории и практики перевода
Севастопольский государственный университет
e-mail: ltataru@yandex.ru
Руденко Наталья Сергеевна,
кандидат филологических наук, доцент,
заведующая кафедрой теории и практики перевода
Севастопольский государственный университет
e-mail: runa79@yandex.ru
Гендерные аспекты творчества Вирджинии Вулф составляют обширное междисциплинарное поле исследований за рубежом, однако в России эта проблематика изучена мало. В работе рассмотрен гендерный принцип разделения пространства в романе «Миссис Дэллоуэй». На основе ряда марксистских философских и литературоведческих концепций модернистского пространства и главным образом методологии теории нарратива охарактеризована модель соотношений социального и личного пространств в структуре романа в перспективах двух главных героев и коллективного героя — носителя нормативных ценностей постэдвардианской Англии. Рассмотрены общемодернистская и индивидуально-авторская составляющие повествовательной техники В. Вулф. Одна из них заключается в использовании свободного косвенного дискурса, с помощью которого представляются восприятия двух гендерно противопоставленных реальностей: «материальной», привязанной к актуальному миру истории, и ментальной, привязанной к субъективным опытам прошлой жизни героев. Другая составляющая, представляющая собой главный новаторский вклад В. Вулф в традицию феминистского письма, — репрезентация особого, «модернистского тела» через поток сознания главной героини, наполненного значимыми пустотами. Полученные результаты включают в себя определение специфики гендерного структурирования нарративного пространства романа Вулф и переключений двух видов тела в структуре идентичности заглавной женской героини: гендерного тела «для других» и ментального «модернистского тела», свободного от социальных ограничений.
Ключевые слова: модернистское пространство, В. Вулф, «Миссис Дэллоуэй», повествовательная техника, гендерное тело, модернистское тело.
Литература
- Колотов А.А. Художественная структура романов В. Вулф 1920‑х — начала 1930-х годов: автореф. дис. … канд. филол. наук. Красноярск, 2000.
- Кравцова М.А. Повествовательная перспектива в романах Вирджинии Вульф // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2009. Т. 22 (61). № 3. С. 200–206.
- Мамедов А. Интервью с Александром Ливергантом. «Вирджинию Вулф надо читать очень медленно» // Лабиринт. Авторская рубрика Афанасия Мамедова. 2019. URL: https://www.labirint.ru/now/momenty-bytiya/ (30.05.2021).
- Прима А.М. Концептуализация понятия «гендер» в романе Вирджинии Вульф «Миссис Дэллоуэй»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2009. 22 с.
- Руднев В.П. Модернизм // Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1999. С. 177–180.
- Хасиева М.А. Гендерная проблематика и феминизм в творчестве Вирджинии Вулф (на материале эссе и романов В. Вулф) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1 (27), ч. II. C. 202–207. URL: www.gramota.net/materials/3/2013/1-2/46.html (29.05.2021).
- Blogging Mrs Dalloway. Reading Virginia Woolf’s novel // Molly Hoff’s blog. URL: http://www.bloggingmrsdalloway.com/ (25.05.2021).
- Blogging Woolf. Focusing on Virginia Woolf and the Blooomsbury Group. URL: https://bloggingwoolf.org/ (25.05.2021).
- Butler J. Gender trouble: Feminism and the subversion of identity. New York: Routledge, 1990.
- Connor S. Modernism in Midair: a lecture given at the fifth Modernist Studies Association Conference, Birmingham UK, 25 Sept., 2003. URL: http://stevenconnor.com/midair.html (30.05.2021).
- Esty J. A shrinking Island: Modernism and national culture in England. Princeton: Princeton University Press, 2004. 285 p.
- Harvey D. The condition of postmodernity. Oxford: Basil Blackwell, 1990.
- Hite M. Virginia Woolf’s two bodies // Genders 1998–2013 / University of Colorado Boulder. 2000. URL: https://www.colorado.edu/gendersarchive1998-2013/2000/01/10/virginia-woolfs-two-bodies (30.05.2021).
- Hoff M. It goes without saying: The rhetoric of omission in “Mrs. Dalloway” // Reading Virginia Woolf’s novel. URL: http://www.bloggingmrsdalloway.com/it-goes-without-saying.html (22.05.2021).
- Lefebvre H. The production of space. Oxford: Blackwell, 1991.
- Merleau-Ponty M. Phenomenology of perception. London: Routledge, 2002.
- Moslehi M., Niazi N. A study of gender in Virginia Woolf’s “Mrs. Dalloway” // Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities 2015. Vol. 5. No. 4. P. 238–248. URL: https://www.researchgate.net/publication/277630712_A_Study_of_Gender_in_Virginia_Woolf%27s_Mrs_Dalloway (25.05.2021).
- Payne M. Beyond gender: The example of “Mrs. Dalloway” // College Literature. 1978. Vol. 5. No. 1. P. 1–11. URL: https://www.jstor.org/stable/25111194 (28.05.2021).
- Richter H. Virginia Woolf: The inward voyage. Princeton: Princeton UP, 1970.
- Rognstad M. The representation of gender in Virginia Woolf’s Orlando and Jeffrey Eugenides’s Middlesex. University of Oslo, 2012.
- Sack Domancich G.C. Virginia Woolf’s “Mrs. Dalloway”: Clarissa Dalloway and the spatial reading of literature. San Cristóbal de La Laguna, 2015. URL: https://riull.ull.es/xmlui/handle/915/1376?locale-attribute=en (28.05.2021).
- Sacido Romero J., Lojo Rodríguez L.M. Gendered spaces and female resistance. Virginia Woolf’s “The mark on the wall” // Miscelánea: A journal of English and American Studies. 2006. No. 34. P. 93–110.
- Thacker A. Virginia Woolf: Literary geography and the kaleidoscope of travel // Moving through Modernity: Space and Geography in Modernism. Manchester: Manchester UP, 2003. P. 152–191.
- Woolf V. A writer’s diary: being extracts from the diary of Virginia Woolf / ed. Leonard Woolf. London: Mariner Books, 2003.
- Woolf V. Mrs Dalloway. Ware, Hertfordshire: Wordsworth Editions Limited, 2003.