Корзина пуста.
Войти

The image of the author in the story of S. Dovlatov “The Reserve”

Е.Ю. Геймбух
80,00 ₽

УДК 82.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.3-22.103  

 

Геймбух Елена Юрьевна,

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры русского языка и методики

преподавания филологических дисциплин

Московский городской педагогический университет

e-mail: gejmbuh@rambler.ru 

 

Описан образ автора — основной субъект речи произведения С. Довлатова «Заповедник» как центральная фигура автобиографического повествования. Главное направление исследования — субъектная организация повести, в автобиографическом повествовании теснейшим образом связанная с хронотопической структурой. Хронотоп «Заповедника», согласно типологии М.М. Бахтина, — хронотоп порога: автобиографический герой поставлен перед необходимостью сделать судьбоносный шаг, решить, оставаться ему в стране или эмигрировать. Предметом исследования является одна из сторон бытия автора-повествователя — духовная сфера. Отмечено, что, пытаясь разобраться в своих проблемах («деньги, жена, творчество и государство»), герой никогда не спорит с собой (его оппоненты всегда находятся вовне), хотя может осуждать себя за действия в прошлом. Характерная для автобиографического повествования семантическая множественность «я» (герой в прошлом / в настоящем) увеличивается вследствие различного отношения к порогу (декларируемого автором или выявленного интерпретатором): «я», обличающее себя, свою «ленивую, беспечную жизнь»; «я» деятельное, изменяющееся, способное к решительному шагу — преодолению порога; «я» — человек неизменяющийся, которого, однако, очередная волна жизни переносит через порог.

Ключевые слова: С. Довлатов, «Заповедник», субъектная структура, семантическая множественность «я», хронотоп порога.

 

Литература

  1. Довлатов С. Заповедник //  Ремесло / С. Довлатов. СПб.: Азбука-классика, 2005. C. 157–251.
  2. Богданова О.В., Власова Е.А. Интертекст в повести Сергея Довлатова «Заповедник» (Пушкин и русская классика) // Питання літературознавства. 2018. № 98. С. 208–228.
  3. Богданова О.В., Власова Е.А. Пушкинский и постпушкинский интертекст в повести Сергея Довлатова «Заповедник» // Университетский научный журнал. 2018. № 42. С. 15–28.
  4. Власова Е.А. Автоинтертекстуальность в повести «Иностранка» С. Довлатова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 8. С. 26–29.
  5. Букирева Т.А. Аспекты языковой игры: аномальность и парадоксальность языковой личности С. Довлатова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2000.
  6. Капиносова М.А., Гладкая Н.В. Средства создания языковой игры в произведениях Сергея Довлатова // Язык и культура: сб. науч. тр. V Республиканской очно-заочной научной конференции (с международным участием). Макеевка: Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, 2019. С. 75–78.
  7. Клименчук М.К. Языковые приемы комического и их функции в повести С.Д. Довлатова «Заповедник» // Новейшая филология: итоги и перспективы исследований: сб. ст. Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Б.И. Осипова и М.П. Одинцовой / отв. ред. О.В. Золтнер. Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2019. С. 255–257.
  8. Самыгина Л.В. Ирония как метатекстовый феномен в рассказах С. Довлатова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2013. 22 с.
  9. Бастриков А.В., Бастрикова Е.М. Языковые приемы идентификации  личности в пространстве художественного текста (на примере творчества С.Д. Довлатова) // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 160. № 5. С. 1069–1082.
  10. Немыка А.А., Шлаитова М.Н. Языковая личность Сергея Довлатова: коммуникативно-прагматический и аксиологический аспекты // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сб. материалов VI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2017. С. 278–280.
  11. Лыткина О.И. «Концепт «свой — чужой» в повести С. Довлатова «Иностранка» // Вопросы русской литературы. 2017. № 3–4 (41–42). С. 27–37.
  12. Хлупина М.А. Прецедентный феномен Пушкина в текстах С.Д. Довлатова // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч. конф., посвященной 75-летию со дня рождения д-ра филол. наук, проф. К.А. Войловой / отв. ред. О.В. Шаталова. М.: Московский государственный областной университет, 2018. С. 344–353.
  13. Хлупина М.А. Особенности языковой личности С.Д. Довлатова: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2015. 25 с.
  14. Плотникова А.Г. Традиции русской классической литературы в творчестве С.Д. Довлатова: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 21 с.
  15. Позерт И.Н. «Я хотел бы считать себя рассказчиком…» (особенности идиостиля С. Довлатова) // Русский язык в школе. 2006. № 5. С. 63–67.
  16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. URL: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/bakhtin_hronotop/hronotop10.html (10.07.2021).
  17. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта: Наука, 2002. 424 с.
  18. Доброзракова Г.А. Поэтика С.Д. Довлатова в контексте традиций русской литературы XIX–XX веков: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2012. 50 с.