Корзина пуста.
Войти

The cumulative fabula model in A. Radcliffe’s “The Haunted Chamber”

М.А. Бурцева
80,00 ₽

УДК 821.111-3

https://doi.org/10.20339/PhS.1-22.089   

 

Бурцева Марина Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент,

кафедра восточных языков и страноведения

Института зарубежной филологии и регионоведения

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

e-mail: Donnarosa36912@mail.ru

 

Аналитически исследована фабула рассказа А. Радклиф «Комната с призраком» в соответствии с кумулятивной моделью сюжетосложения. Последовательно выделены экспозиция действия — подготовка героя к ночлегу в нежилом крыле замка Удольфо; этап кумуляции событий, включающий в себя сюжетную линию графа Морано, в пределах которой происходят два неявных (обнаружение погребального покрова и спор о природе сверхъестественного) и одно непосредственное (таинственная музыка в коридорах замка) соприкосновения с необъяснимыми явлениями, а также линию Людовико, в рамках которой разворачивается ряд мистических событий — от странного шума в спальне до появления призрачного лица за спинкой кресла. Финальную катастрофу образует ситуация исчезновения Людовико из запертой комнаты и его безуспешные поиски. Отмечено, что особое место в повествовании занимает «старинная провансальская новелла», в которой также прослеживается кумулятивная фабульная схема, однако завершающаяся благополучным исходом. Анализ рассказа А. Радклиф «Комната с призраком» на основании универсальной кумулятивной модели сюжетосложения позволяет, с одной стороны, рассматривать его в русле жанровой традиции, а именно эстетики «школы напряжения и необъяснимой тревоги», а с другой — полнее раскрыть его художественное своеобразие.

Ключевые слова: А. Радклиф, готический рассказ, фабула, кумулятивная схема, экспозиция, кумуляция, катастрофа.

 

Литература

1.  Будур Н.В. Готическая английская проза и пути ее развития // Английская готическая проза: в 2 т. Т. 1. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. С. 5–16.

2.  Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. М.: Академия, 2008. 336 с.

3.  Рикер П. Время и рассказ. Т. 2: Конфигурация в вымышленном рассказе. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 224 с.

4.  Джеймс М.Р. Из предисловия к сборнику «Призраки и чудеса: Избранные рассказы ужасов. От Даниэля Дефо до Элджернона Блэквуда» // Клуб Привидений: рассказы. СПб.: Азбука-классика, 2008. С. 5–6.

5.  Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999. 334 с.

6. Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию: науч.-учеб. пособие. М.: Intrada, 2016. 145 c.

7.  Радклиф А. Комната с призраком // Комната с призраком: английская демоническая повесть. Н. Новгород: ДЕКОМ; М.: ИМА-Пресс, 1993. С. 44–60.

8.  Radcliffe A. The Mysteries of Udolpho. URL: https://www.gutenberg.org/files/3268/3268-h/3268-h.htm#chap44 (26.04.2021).

9.  Varma D.P. The Gothic Flame. London: Arthur Barker Ltd., 1957. 264 p.