УДК 821.111-3
https://doi.org/10.20339/PhS.1-22.089
Бурцева Марина Анатольевна,
кандидат филологических наук, доцент,
кафедра восточных языков и страноведения
Института зарубежной филологии и регионоведения
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
e-mail: Donnarosa36912@mail.ru
Аналитически исследована фабула рассказа А. Радклиф «Комната с призраком» в соответствии с кумулятивной моделью сюжетосложения. Последовательно выделены экспозиция действия — подготовка героя к ночлегу в нежилом крыле замка Удольфо; этап кумуляции событий, включающий в себя сюжетную линию графа Морано, в пределах которой происходят два неявных (обнаружение погребального покрова и спор о природе сверхъестественного) и одно непосредственное (таинственная музыка в коридорах замка) соприкосновения с необъяснимыми явлениями, а также линию Людовико, в рамках которой разворачивается ряд мистических событий — от странного шума в спальне до появления призрачного лица за спинкой кресла. Финальную катастрофу образует ситуация исчезновения Людовико из запертой комнаты и его безуспешные поиски. Отмечено, что особое место в повествовании занимает «старинная провансальская новелла», в которой также прослеживается кумулятивная фабульная схема, однако завершающаяся благополучным исходом. Анализ рассказа А. Радклиф «Комната с призраком» на основании универсальной кумулятивной модели сюжетосложения позволяет, с одной стороны, рассматривать его в русле жанровой традиции, а именно эстетики «школы напряжения и необъяснимой тревоги», а с другой — полнее раскрыть его художественное своеобразие.
Ключевые слова: А. Радклиф, готический рассказ, фабула, кумулятивная схема, экспозиция, кумуляция, катастрофа.
Литература
1. Будур Н.В. Готическая английская проза и пути ее развития // Английская готическая проза: в 2 т. Т. 1. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. С. 5–16.
2. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. М.: Академия, 2008. 336 с.
3. Рикер П. Время и рассказ. Т. 2: Конфигурация в вымышленном рассказе. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 224 с.
4. Джеймс М.Р. Из предисловия к сборнику «Призраки и чудеса: Избранные рассказы ужасов. От Даниэля Дефо до Элджернона Блэквуда» // Клуб Привидений: рассказы. СПб.: Азбука-классика, 2008. С. 5–6.
5. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999. 334 с.
6. Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию: науч.-учеб. пособие. М.: Intrada, 2016. 145 c.
7. Радклиф А. Комната с призраком // Комната с призраком: английская демоническая повесть. Н. Новгород: ДЕКОМ; М.: ИМА-Пресс, 1993. С. 44–60.
8. Radcliffe A. The Mysteries of Udolpho. URL: https://www.gutenberg.org/files/3268/3268-h/3268-h.htm#chap44 (26.04.2021).
9. Varma D.P. The Gothic Flame. London: Arthur Barker Ltd., 1957. 264 p.