Корзина пуста.
Войти

Doctor Dorn against the writer Maupassant (On intertextual subtext of Chekhov’s “The Seagull”)

С.А. Кибальник
80,00 ₽

УДК 821.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.1-22.062

 

Кибальник Сергей Акимович,

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН;

профессор Санкт-Петербургского государственного университета

e-mail: kibalnik007@mail.ru, s.kibalnik@spbu.ru

 

Исследователи колеблются в трактовке героя чеховской «Чайки» доктора Дорна, видя в нем то выразителя авторской позиции, то «скрытого трикстера». Между тем если сказать, что Дорн воплощает в пьесе авторское критическое отношение ко всем ее героям, то обе эти позиции могут быть объединены в одну. Справедливо отмечалось, что Чехов в пьесе «объективировал в лицах» некоторые суждения Мопассана. В действительности едва ли не все ее герои воплощают те или иные представления о человеке, отраженные в путевом «дневнике» Мопассана «На воде» и в его последних романах. Чехова и в самом деле не случайно называли «русским Мопассаном». В «Чайке» русский писатель, с одной стороны, впервые признал, что в его произведениях действительно не так уж мало от Мопассана, а с другой — тонко показал, что он «не Мопассан» — «он другой». В «Чайке» это «другое» он выражает в основном через образ Дорна. Однако в полной мере оно становится понятно читателю только при условии считывания интертекстуального подтекста пьесы. Продемонстрированные в работе значительные интертекстуальные связи «Чайки» с прозой Мопассана позволяют выявить в пьесе особые «смыслы интертекстуальности». Образ Дорна оказывается концентрацией своего рода интертекстуального подтекста, через который передается внутренняя художественная полемика Чехова с тем пониманием мира и человека, которое воплощено в творчестве Мопассана.

Ключевые слова: Чехов, Дорн, доктор, врач, Мопассан, интертекстуальный, подтекст, «Чайка».

 

Литература

1. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. Письма: в 12 т. М., 1974–1983.

2. Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова / пер. с англ. О. Макаровой. М., 2018.

3. Кубасов А.В. А.П. Чехов и концепция «вырождения»: к проблеме криптопоэтики русской литературы // Проблемы исторической поэтики. 2021. № 3. С. 206–211.

4. Мопассан Г. Собр. соч.: в 12 т. 2-е изд. СПб., 1896.

5. А.П. Чехов в воспоминаниях современников: серия литературных мемуаров / редкол.: В.Э. Вацуро, Н.К. Гeй, Г.Г. Eлизавeтина, С.A. Mакашин, Д.П. Николаев, А.И. Пузиков, К.И. Тюнькин. М.: Худож. лит., 1986.

6. Одесская М. Чехов и проблема идеала. М., 2011.

7. Лакшин В. Чехов и Мопассан перед судом Л. Толстого // Чеховиана. Чехов и Франция. М., 1992. С. 67–74.

8. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

9. Толстой Л.Н. Предисловие к сочинениям Ги де Мопассана // На воде: сб. рассказов / Г. Мопассан. М., 1894.

10. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 3. М., 1938.

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ (проект № 21-18-00481).