Корзина пуста.
Войти

Correlation of happiness category and language policy in the perception of monolingual and bilingual kazakhstan students

З.К. Темиргазина, А.Е. Агманова

УДК 81`27

https://doi.org/10.20339/PhS.6-21.161        

 

Темиргазина Зифа Какбаевна,

доктор филологических наук, профессор,

профессор Высшей школы гуманитарных наук

Павлодарский педагогический университет

e-mail: zifakakbaevna@mail.ru 

 

Агманова Атиркуль Егембердиевна,

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

e-mail: agmanova@mail.ru

 

Рассмотрено влияние языковой политики государства, связанной с функционированием и развитием языков, на психоэмоциональное состояние счастья представителей студенческой молодежи. Важным параметром измерения корреляции языковой политики и категории счастья выступает моно- и билингвальность. Психоэмоциональное ощущение счастья испытывают большинство респондентов, они полностью счастливы либо скорее счастливы, чем несчастливы. Неудовлетворенность языковой политикой выражается в незначительной степени у респондентов моно- (5,6%) и билингвов (3,18%). Отмечено осознание взаимовлияния языковой политики и категории счастья респондентами моно- и билингвами. Установлена низкая степень осознанности респондентами (50,8% билингвов, 33,3% монолингвов) корреляции языковой политики и категории счастья, которая объясняется различной природой сравниваемых объектов, а также опосредованным характером этой взаимосвязи.

Ключевые слова: языковая политика, категория счастья, монолингв, билингв, студенческая молодежь, корреляция, социолингвистический опрос.

 

Литература

  1. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: АСТ, 2008. С. 15–24.
  2. Маслоу А.Г. Экзистенциальная психология. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. 160 с.
  3. Карцева Л.В. Счастье как социологическая категория // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 15 (1). С. 208–210.
  4. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1975. 322 c.
  5. Зиммель Г. Избранное: в 2 т. М.: Юрист, 1996.
  6. Лагоденко Д.В. Языковая политика и языковое планирование в Новой Зеландии // Филологические исследования: междунар. сб. науч. тр. / отв. ред. В.Ф. Прохоров. Белгород; Запорожье, 2003. Вып. 2. С. 118–123.
  7. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М.: ИВ РАН «КРАФТ+», 2001. 175 с.
  8. Temirgazina Z., Khamitova G., Orazalinova K. Didactic features оf a learner’s English-Russian dictionary of biology development // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. No. 7(2) P. 317–326.
  9. Samner W.G. Folkvays. Boston, 1907.
  10. Swartz M.J. Negative ethnocentrism // Journal of Conflict Resolution. 1961. No. 5(1). P. 75–81. URL: http://www.jstor.org/stable/173022
  11. Brewer M.B., Campbell D.T. Ethnocentrism and intergroup attitudes: East Africa evidence. New York, 1976.
  12. Воронин А.Н., Рафикова А.С. Феноменология искусственного билингвизма: психологические аспекты проблемы // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 2А. С. 96–107.
  13. Государственная программа функционирования и развития языков на 2011–2020 годы. Астана, 2011.
  14. Сулейменова Э.Д. Языковые процессы и политика. Алматы: Қазақ университеті, 2011. 117 с.
  15. Sultan D.S., Bochina T.G., Agmanova A.Ye., Zhuravleva Ye.A. Tatar language: tendencies of conservation and development in polyethnic society (case study of Russia and Kazakhstan) // Revista Genero and Direito. Univ Federal Paraiba. 2019. No. 8. P. 81–92.
  16. Боргоякова Т.Г., Гусейнова А.В. Оценочные аспекты языковой политики в медийном дискурсе республик Южной Сибири // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2021. № 1. С. 21–27. DOI:  10.20339/PhS.1-21.021