Корзина пуста.
Войти

A.S. Khomyakov and “people’s thought” in the epic novel by Leo Tolstoy “War and Peace”

Ю.В. Лебедев
80,00 Р

УДК 821.161.1-6

https://doi.org/10.20339/PhS.6-21.091

 

Лебедев Юрий Владимирович,

доктор филологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Костромской государственный университет

е-mail: y.v.lebedev@yandex.ru

 

Раскрыты глубинные связи «мысли народной» и толстовской философии истории в «Войне и мире» с богословскими и литературно-критическими трудами А.С. Хомякова. Проанализирован спор Толстого с культом выдающейся личности, с гегелевским пониманием ее роли в историческом процессе. Толстому чуждо гегелевское возвышение «великих личностей» над массами, гегелевское освобождение «гения» от нравственного контроля и оценки. Толстой считает, что не исключительная личность, а народная жизнь оказывается наиболее чутким организмом, улавливающим волю Провидения, интуитивно ощущающим скрытый смысл исторического движения. Предвосхищая Толстого, Хомяков подвергает резкой критике культ личности в церковной иерархии, католический догмат о папской непогрешимости, о безусловном авторитете отдельной личности в вопросах совести и веры. Хомяков обнажает глубокие религиозные корни, питающие многовековую вражду Запада к России. В работе подчеркнуто, что Толстому близка мысль Хомякова о том, что Божественное Провидение осеняет своей благодатью только верующий народ, связанный в единый организм христианской любовью, что эпическая основа «Войны и мира» предвосхищается в литературно-критических работах Хомякова «Опера Глинки “Жизнь за царя”», «О возможности русской художественной школы», «Картина Иванова. Письмо к редактору “Русской Беседы”». Отмечено, что в «Войне и мире» преодолевается конфликт личности и общества, героя и народа и открываются утраченные в западноевропейском романе эпические горизонты.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, А.С. Хомяков, народ, толпа, мысль народная, мысль христианская, эпос, эпические основы.

 

Литература

  1. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М.: Просвещение, 1987. 176 с.
  2. Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М.: Худож. лит., 1978. 103 с.
  3. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Худож. лит., 1972. 543 с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. T. 8: Филocoфия иcтopии. М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1935. 468 с.
  5. Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Худож. лит., 1978–1985.
  6. Блудилина Н.Д. Апология или развенчание мифа о Наполеоне на страницах «Вестника Европы» Н.М. Карамзина и эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 5. С. 202–213.
  7. Маковицкий Д. Яснополянские записки. Кн. 1, 2. М.: Наука, 1979.
  8. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого. 1828–1890. М.: Худож. лит., 1958. 918 с.
  9. Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: в 8 т. М.: Унив. тип., 1886–1890.
  10. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. 446 с.
  11. Фомин А.Ю. Некоторые особенности прочтения романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: мысль народная в религиозно-философском контексте // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 2 (22). С. 99–105.
  12. Хомяков А.С. О старом и новом. М.: Современник, 1988. 461 с.
  13. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Кн. 3. М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1958. 440 с.
  14. Гулин А.В. Несбывшийся эпос (Л.Н. Толстой в работе над романом из времени Петра I) // Два века русской классики. Т. 2, № 3. С. 86–117.
  15. Манн Т. Собр. соч.: в 10 т. Т. 10. М.: Гослитиздат, 1961. 696 с.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-012-00102).