УДК 81`42
https://doi.org/10.20339/PhS.6-21.060
Осьмушина Анастасия Андреевна,
кандидат философских наук,
доцент кафедры английского языка
для профессиональной коммуникации
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
e-mail: 98761985@mail.ru
Гагаев Андрей Александрович
доктор философских наук, профессор
(1952–2021)
Гагаев Павел Александрович,
кандидат педагогических наук, профессор,
профессор кафедры педагогики
Пензенский государственный университет
e-mail: gagaevp@mail.ru
В работе отмечено, что дейксисное исследование является частью космопсихологического и психосемантического изучения сказок. Растущий интерес к отражению и исследованию социальных, психологических и философских категорий с помощью языковых средств определяет актуальность настоящей работы, цель которой — сформулировать методологию дейксисного исследования семантики сказки. Материалом для изучения послужили работы исследователей сказки, модели и принципы научного познания. Методы исследования включают в себя сравнительно-эволюционный исторический принцип познания в модели культурно-типического метода познания в системе космопсихологического при признании первичности различий и вторичности сходств, формирование моделей психосемантики, дейксисной семантики сказки, сравнительного исследования видов этнических сказок и эпосов, этносказок. Результаты исследования показали, что дейксисная методология позволяет выполнять сопоставительный анализ этнического смысла сказки. Формы этнического относительного дейксиса являются формализацией в языке субъектов, объектов и эффективности действия в истории. Этнический социальный дейксис выявляет логику хронотопа социальных взаимодействий и их социальный смысл, мелиоративные, адмиративные, пейоративные, дезидеративные, ингерентные и адгерентные оценки, оценки страха. Этнический номинативный дейксис — формализация языковыми средствами ролей в интуитивистских ситуациях жизни, рекурсии, этнических оценок. Этнический индикативный дейксис выявляет оценки устремления, этнический абсолютный дейксис — абсолютные оценки идеального/конечного результата истории.
Ключевые слова: космопсихологическая методология, дейксисная методология, этнический смысл сказки, различие смыслов сказок.
Литература
1. Aarne A. Verzeichnis der Marchentypen // Folklore Fellows Communications. 1911. No. 3.
2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974.
3. Levinson S. Pragmatics. Cambridge University Press, 1983.
4. Brown G., Yule G. Discourse analysis. Cambridge University Press, 1983.
5. Сепир Э. Язык. М.; Л.: Гос. cоциально-эконом. изд-во, 1954.
6. Сепир Э. Избранные труды по языку и культуре. М.: Спутник, 1993.
7. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М.; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003.
8. Осьмушина А.А. Социально-философские основания комического социодемографических и этнокультурных групп: автореф. … канд. филол. наук. Саранск, 2017.
9. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1998.
10. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДТК «Гнозис», 2003.
11. Васин К.К., Коробов С.А., Рейнфельдт Б.К. Из истории развития философии и общественно-политической мысли в Марийском крае (дооктябрьский период). Йошкар-Ола, 1966.
12. Сабитов С.С. К вопросу о происхождении некоторых мотивов в марийских волшебных сказках // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 3. Йошкар-Ола, 1982. С. 34–42.
13. Сидорова М.В. Марийские бытовые сказки: жанровое своеобразие и поэтика: автореф. … канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2006.
14. Спиридонов А.Я. Югорно. Песнь о вещем пути: эпос мари: опыт синтеза. Йошкар-Ола: Марево, 2002.
15. Werth P.W. Inorotsy on obruenie: Religions conversion, indigenous clergy, and thе politics of assimilstion in late-imperial Russia // Ab Imperio. 2000. No. 2. С. 105–134.
16. Волгаева Т.А. Менталитет мордовского этноса: истоки и сущность (историко-культурологический аспект): автореф. … канд. ист. наук. Саранск, 2007.
17. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1992.
18. Прокаева О.Н. Духовно-ценностный смысл менталитета: автореф. … канд. филол. наук. Саранск, 2004.
19. Ullmo J. La penseescientifiquemoderne. Paris, 1958.
20. Merton R. The sociology of science: An episodic memoir // The Sociology of Science in Europe. Southern Illinois Univ. Press, 1977. Р. 3–144.
21. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Эстетика: в 2 т. Саранск, 2011. Т. 2, ч. 3–5.
22. Гагаев А.А., Кудаева Н.В. Угро-финский космо-психо-логос. Саранск, 2009.
23. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
24. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Колибри, 2020.
25. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
26. Сказки лесов: марийские народные сказки / сост. В.А. Акцорин. Йошкар-Ола, 1981.
27. Платон. Государство. М.: АСТ, 2017.
28. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
29. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977.
30. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополье, 1998.
31. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.
32. Монтень М. Опыты: в 3 кн. Кн. 3. М.: Наука, 1979.
33. Монтень М. Опыты: в 3 кн. Кн. 1, 2. М.: Наука, 1979.
34. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Институт русской цивилизации: Благословение, 2011.
35. Самарин Ю.Ф. Православие и народность. М.: Институт русской цивилизации, 2008.
36. Ключевский В.О. Полный курс лекций: в 3 кн. Кн. 1. М.: Мысль, 1995.
37. Ковалевский М.М. Социология. М., 1910.
38. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. Т. 1. М.: Гослитиздат, 1957.
39. Библия. Российское Библейское Общество, 2013.
40. Коран. Белый город, 2012.
41. Grimm J. Kinder und Hausmärchen: Ausgabeletzter Hand mit den Originalmerkungen der BrüderGrimm. Stuttgart: PhilippReclam, 1980. URL: https://archive.org/details/kinderundhausmar0000grim/page/270/mode/2up. (25.03.2021).
42. Карбонье Ж. Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986.
43. Монтескье Ш. О духе законов. М.: Мысль, 1999.