Корзина пуста.
Войти

“The continuity of disenchantment”: the aesthetics of Silver Age poetry in Olga Berggolt’s poem “Sagebrush”

А.Е. Аркатова
80,00 ₽

УДК 811.161.1`42:82-1

https://doi.org/10.20339/PhS.5-21.042

 

Аркатова Анна Евгеньевна,

доктор философии, PhD Иллинойсского университета (США);

доцент Объединенного международного колледжа

Баптистского университета Гонконга,

Центр иностранных языков и культур (КНР)

e-mail: arkatova_anna@yahoo.com

 

Проанализировано стихотворение Ольги Берггольц «Полынь» (1928), относящееся к раннему,

Малоисследованному периоду творчества поэта. Внимание сосредоточено на мотивах «срывания», «разжимания», формирующих образную структуру стихотворения (платок, трава, сердце, рот) в соответствии с пространственной горизонталью. Такая метафорическая графика воплощает женское разочарование в любви, беспредельное, как земля, бескрайнее, как трава, и символично обозначаемое лирическим словосочетанием М. Цветаевой «разочарования протяжность». Произведение проанализировано в контексте поэзии Серебряного века, в частности стихотворений А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе», А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» и М. Цветаевой «Рябину рубили зорькою». Поиск поэтических реминисценций рубежа XIX—XX вв. не только придает объемность и многогранность тексту Берггольц, но и во многом разрушает сложившийся стереотип об авторе как исключительно советском поэте, чье творчество не выходило за грани партийной идеологии.

Ключевые слова: Берггольц, Ахматова, Блок, Цветаева, любовная лирика, женское тело, концепция любви, идеология, образ травы, образ платка.

 

 

Литература

1. Громова Н. Смерти не было и нет: Ольга Берггольц. Опыт прочтения судьбы. М.: АСТ, 2020.

2. Завьялов С. Что остается от свидетельства: меморизация травмы в творчестве Ольги Берггольц // НЛО. 2012. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2012/4/chto-ostaetsya-ot-svidetelstva-memorizacziya-travmy-v-tvorchestve-olgi-berggolcz.html (16.10.2020).

3. Kirschenbaum L. Gender, memory, and national myths: Ol’ga Berggol’ts and the siege of Leningrad // Nationalities Papers. 2000. Vol. 28, No. 3. P. 551‒564.

4. Hodgson K. Voicing the Soviet experience: The poetry of Ol’ga Berggol’ts. N.Y.: Oxford University Press, 2003.

5. Ходжсон К. Прорываясь сквозь барьеры времени и пространства во время блокады: Ольга Берггольц / пер. c англ. Ю. Костюк; под ред. К. Корчагина // НЛО. 2016. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2016/1/proryvayas-skvoz-barery-vremeni-i-prostranstva-vo-vremya-blokady-olga-berggolcz.html (21.10.2020).

6. Улыбин В.В. Ранние стихи Ольги Берггольц // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома. СПб.: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, 2009.

7. Коллонтай А. Дорога крылатому Эросу! (Письмо к трудящейся молодежи) // Marxists Internet Archive. URL: https://www.marxists.org/russkij/kollontai/winged_eros.htm (14.10.2020).

8. 45 параллель: классическая и современная русская поэзия. URL: https://45parallel.net/olga_berggolts/stihi/#polyn (14.10.2020).

9. А. Ахматова. М. Цветаева: стихотворения, поэмы, драматургия, эссе. М.: АСТ Олимп, 1998.

10. Блок А.A. Полн. собр. соч.: в 20 т. М.: Наука, 1997.

11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, 2018.

12. Цветаева М.И. Собр. соч.: в 7 т. М.: Эллис Лак, 1994‒1995.

13. Эпштейн М. Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров. СПб.: Азбука, 2016.