Корзина пуста.
Войти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотека журнала 

"Филологические науки"

Все подробности в разделе
"Книжная полка"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вооk as a genre: medieval tradition in Russian prose of 20th century (V.P. Astafiev, F.A. Abramov)

А.Ю. Большакова

УДК 821.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.4-21.123

 

Большакова Алла Юрьевна,

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

e-mail: allabolshakova@mail.ru

 

Рассмотрен феномен «мышления книгами», возникший еще в словесном творчестве средневековой Руси и получивший распространение в русской литературе ХХ в., однако мало исследованный. Особое внимание уделено формированию жанра книги у таких писателей-деревенщиков, как В.П. Астафьев («Последний поклон», «Царь-рыба», «Затеси») и Ф.А. Абрамов («Чистая книга»). В основе исследования — положения медиевистики, а также концепции современных теоретиков жанра и историков новейшей русской литературы. Дано определение «книги» как специфического метажанра; отмечена диалектика жанров в литературном процессе второй половины ХХ в. Описаны процессы формирования книги-сборника, связанные с объединением отдельных текстовых элементов через циклизацию в сверхжанровое единство. Показано, как свободная форма книги, состоящей из глав-рассказов, обеспечивает творческую свободу автору и позволяет в средневековом духе дописывать исходный вариант, дополняя его все новыми текстами. Обосновано положение о книге как о повествовании, состоящем из внешне разрозненных, но циклически соединенных глав, частей. Это становящийся, движущийся вместе с исторической реальностью метажанр. Сделан вывод о продуктивности жанра книги в деревенской прозе как ведущем литературном направлении второй половины ХХ в. и указано на продолжение сложившейся традиции в современной русской прозе.

Ключевые слова: жанр/метажанр, книга, жанровая традиция, литература русского Средневековья, деревенская проза, В. Астафьев, Ф. Абрамов.

 

Литература

1. Дмитриев Л.А., Лихачёв Д.С., Творогов О.В. Тысячелетие русской литературы // Русская литература. 1979. № 1. С. 3–13.

2. Голубков М.М. Русская литература ХХ века: учеб. пособие для академического бакалавриата. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017.

3. Большакова А.Ю. Средневековая традиция в прозе В.П. Астафьева // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18, № 1. С. 342–366.

4. Абрамов Ф.А. Душа и слово. Размышления о литературе, об искусстве, о слове и творчестве, о призвании и роли художника, о судьбе страны, народа и человека: статьи, выступления, беседы, интервью, заметки / сост. и авт. вступ. Л.В. Крутикова-Абрамова. Архангельск: Лоция, 2020.

5. Дёмин А.С. Историческая семантика средств и форм древнерусской литературы (источниковедческие очерки). М.: Издательский дом ЯСК, 2019.

6. Михайлов А.В. Роман и стиль // Теория литературы. Т. III: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 279–352.

7. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII вв. / сост. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачёв: в 12 вып. М.: Художественная литература, 1978. Т. 1.

8. Силаева И.А. Развитие книжной культуры Сибири конца XVI — XVII веков: автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул: АГУ, 2010.

9. Заваркина М.В. Жанр как категория поэтики (проблемы, тенденции, перспективы) // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18, № 1. С. 7–35.

10. Бахтина О.Н. О жанрообразующей роли циклизации в древнерусской литературе // Проблемы метода и жанра: cб. науч. ст. Томск: Изд-во ТГУ, 1989. Вып. 15. С. 46–57.

11. Грицевская И.М. Чтение и четьи сборники в литературной культуре русских монастырей XV–XVII вв.: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Томск: Изд-во ТГУ, 2013.

12. Откровение Святого Иоанна Богослова. URL: https://bible.by/syn/66/20/.

13. Астафьев В.П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997–1998.

14. Астафьев В.П. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Молодая гвардия, 1992.

15. Абрамов Ф.А. Чистая книга: сборник / сост. У.И. Тропичева, О.В. Кононова. Архангельск: Лоция, 2015.