Корзина пуста.
Войти

S.N. Durylin’s Easter story “On someone else's grave”: genre update

Е.А. Коршунова
80,00 ₽

УДК 821.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.3-21.082

 

Коршунова Евгения Александровна,

кандидат филологических наук, докторант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: zhenyakorshunova@gmail.com

 

Исследована поэтика неопубликованного пасхального рассказа С.Н. Дурылина «На чужой могиле» (1922), который входит, согласно записи самого автора на обложке рукописи, в состав цикла «Рассказы Сергея Раевского». Рассказ заслуживает особого внимания тем, что автору удается не только обновить жанр посредством возвращения к исходным духовным смыслам, но и представить оригинальный онтологический проект. Учитывая опыт предшественников-классиков, прежде всего Чехова и его рассказа «Святою ночью» (1886), писатель создает интертекстуальный евангельский сюжет, развертывающийся параллельно основному. Используя модернистский опыт Л.Н. Андреева, М. Горького, писателей-символистов, Дурылин оспаривает его, не соглашаясь с травестийными и фантастическими версиями трактовки пасхального рассказа. Автор изображает воскресение души главного героя Андрея Омутова, который, переживая трагическую смерть матери, впервые задумывается о вечности. Авторская онтологическая концепция, утверждающая бесконечность и отсутствие границы, выражена особым построением временной триады «прошлое — настоящее — будущее». Представление о трансцендентной реальности, предполагающей Абсолют, формируется чередующимися отрывками в настоящем и будущем времени: это описания существования мамы и цитаты из церковных песнопений. В прошлом времени ведется рассказ о детстве героя и смерти матери. Духовный путь к вечному «есть» и представляет собой внутренний сюжет рассказа. Вехи сюжета интертекстуально обозначены пасхальным ексапостиларием, который цитируется трижды: в эпиграфе, в момент звучания его на богослужении Пасхи и, наконец, на чужой могиле во время служения утрени о. Александром, где и происходит духовное воскресение героя.

Ключевые слова: пасхальный рассказ, С.Н. Дурылин, онтология, интертекст, воскресение.

 

Литература

  1. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. М., 1993.
  2. Дмитренко C.Ф. Рождественские и пасхальные темы в литературном наследии Ю.П. Миролюбова // Проблемы исторической поэтики. Вып. 13. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. С. 629–646.
  3. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб., 1995.
  4. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004.
  5. Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. C. 249–261.
  6. Калениченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX — начала XX века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла). Волгоград, 2000.
  7. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа // Лотман Ю.М. О русской литературе: статьи и исследования (1958–1993). М.; СПб., 1997. С. 258–270.
  8. Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева. Харьков, 2005.
  9. Надозирная Т.В. Писатель — читатель — жизнь: эстетика М. Горького на страницах его малой прозы // Вісник Харк. нац. ун-ту. Серія: Філологія. 2004. Вип. 41. № 631. С. 239–243.
  10. РГАЛИ. Ф. 2980 «С.Н. Дурылин». Оп. 1. Ед. хр. 188 «На чужой могиле. Пасхальный рассказ». 57 л.
  11. Сагатовский В.Н. Философские категории. Ч. 1: Онтология. Авторский словарь. СПб., 2011.