УДК 821.161.1:791
https://doi.org/10.20339/PhS.2-21.086
Тузова Елена Николаевна,
аспирант кафедры русской и зарубежной литературы
и связи с общественностью
Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева
e-mail: tuzva1@rambler.ru
Проанализирован рассказ А.П. Чехова «Каштанка» с точки зрения нарратологии и особенностей рецепции произведения в немом художественном фильме 1926 г. В работе отмечено, что в рассказе характер изменений собаки можно проследить по ее отношению к новому хозяину, к своему имени и занятиям. В фильме история о собаке перерабатывается в историю о Федюшке, у которого есть собака, и его приключениях. При этом используются некоторые особенности поэтики рассказа: сны, лиризм, описание быта, характер артиста, но добавляются советские идеологические установки, и поэтому А.П. Чехов предстает резко социальным и общественным автором.
Ключевые слова: А.П. Чехов, «Каштанка», нарратология, кино, рецепция.
Литература
1. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. URL:http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=274692 (20.11.2019).
2. Кожевникова Н.А. Язык и композиция произведений А.П. Чехова. Нижний Новгород, 1999. 104 с.
3.Чехов А.П. Каштанка // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука, 1974–1982. Т. 6. 736 с.
4. Степанов А.Д. История русской литературы второй половины XIX века. URL: http://online.spbu.ru/audio/istoriya-russkoj-literatury-2-poloviny-xix-v... (20.11.2019).
5. Сухих И.Н. Сказавши «О!» // А.П. Чехов: pro et contra. М.: Изд-во РХГА, 2002. 1072 с.
6. Лебедев Н.А. Очерки история кино СССР. Немое кино: 1918–1934 годы. URL: http://www.bibliotekar.ru/kino/1.htm (20.11.2019).