Корзина пуста.
Войти

The Poet as A Subject of Language: Ontological Bases of Signs and Trend Meanigs of Society

Е.В. Бильченко, С.А. Данилова
80,00 ₽

УДК 82:1

https://doi.org/10.20339/PhS.6-20.260

 

Бильченко Евгения Витальевна,

доктор культурологии, доцент, профессор

Национального педагогического университета

имени М.П. Драгоманова (г. Киев, Украина),

ведущий научный сотрудник Института культурологии

Украинской академии искусств (г. Киев, Украина)

e-mail: yevzhik80@gmail.com

 

Данилова Стефания Антоновна,

магистр филологии, преподаватель-исследователь

Санкт-Петербургского государственного университета

e-mail: ichwerdewarten@gmail.com

 

Рассмотрена проблема онтологического смысла бытия и функционирования поэта в его соотношении с коммуникативными практиками современного глобального мира. В результате сопоставления двух путей мысли (глобализм — антиглобализм, традиционализм — неолиберализм, модерн — постмодерн) сделан предварительный вывод о неприемлемости вытеснения онтологических адекваций художественного творчества креативными индустриями брендинга и пиара. Четко продифференцированы понятия символической идентичности и экзистенциальной самости поэта, поэта как героя пиара и поэта как субъекта языка. В этой связи выдвинута гипотеза о возможном согласовании приоритетов академической традиции как неотъемлемого контекста художественно-эстетической ценности произведения, его произвольного этоса и постмодерных дигитальных технологий (включая сетевые платформы) исключительно в аспекте соотношения их как цели и средства при условии первичности онтологии и вторичности репрезентации. Методологическим инструментом для обоснования данной гипотезы является идея структурного баланса между вертикальной центростремительной динамической осью парадигмы (метафорой) и горизонтальной центробежной статической осью синтагмы (метонимии) в классической семиотике. В рамках обозначающего и обозначаемого как Самости и Другого, динамики и статики, истории и структуры идеальные воображаемые значения переходят в реально-символический язык, фокусируясь во внутреннем мире поэта, превращающего личное творчество в достояние культурной памяти. Таким образом, гипотеза подтверждается посредством синтеза классической семиотики и неклассического психоанализа. Если уподобить оси пересечения семиотических вертикали и горизонтали в системе координат Р. Декарта, точкой пересечения горизонтали и вертикали оказывается поэт, который переводит личные метафоры в культурно-смысловые инварианты, пополняя цивилизационную память культуры, подтверждая свою бытийную ценность, отличную от чисто коммуникативного имиджа. С философской точки зрения проанализировано понятие статуса поэта как его экзистенциальности в сопоставлении с критикой символического капитала (престижности, репутации, бренда).

Ключевые слова: онтология, коммуникация, поэт, брендинг, самость, идентичность, дигитальные технологии, синтагма, парадигма.

 

Литература

  1. Абашева М.П. Литература в поисках лица (русская проза в конце ХХ века: становление авторской идентичности). Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001. 320 с.
  2. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.
  3. Аронсон О. Народный сюрреализм. Заметки о поэзии в Интернете // Синий диван. 2006. № 8. С. 84–97.
  4. Вебер М. Статус, власть и классы. URL: https://texts.news/obschaya-sotsiologiya-knigi/maks-veber-status-vlast-76822.html (04.08.2020).
  5. Винокур Г.О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М.: Русские словари, 1997. 186 с.
  6. Гунчина В.А. Феномен профессиональной самоидентификации // Молодой ученый. 2017. № 15.2 (149.2). С. 59–64. URL: https://moluch.ru/archive/149/41611/ (04.08.2020).
  7. Даль В.И. Поэзия // Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. Т. 3. С. 376.
  8. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX–начала XX веков. Л.: Советский писатель, 1977. 416 с.
  9. Ковалева А.И. Статусно-ролевая идентичность // Энциклопедия гуманитарных наук. 2018. № 2. С. 211–214.
  10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: А Темп, 2006. С. 576.
  11. Писатель — читатель — издатель в цифровую эпоху. Официальный портал Года Литературы. URL: https://godliteratury.ru/public-post/pisatel-chitatel-izdatel-v-cif (04.08.2020).
  12. Пушкин А.С. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1975. С. 7–180.
  13. Пушкин А.С. Я памятник себе воздвиг // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1975. С. 385.
  14. Сурова Е. Э. Идентичность, идентификация и идентификационные модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 2008. Вып. 3. С. 56–67.
  15. Тертуллиан. О воскресении плоти. URL: http://www.tertullian.org/russian/de_resurrectione_carnis_rus.htm (04.08.2020).
  16. Фалев Е.В. Герменевтика Мартина Хайдеггера. СПб.: Алетейя, 2008. 224 с.
  17. Федотова Е.Ю. Онтологическая сущность поэзии в философии Мартина Хайдеггера // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. 2016. № 3(33). С. 15–22.
  18. Этимологический словарь Макса Фасмера. URL: https://gufo.me/dict/vasmer (04.08.2020).