Корзина пуста.
Войти

Name-Dropping in the Space of Language and Culture: New Opportunities and Facets of Interpretation

М.Л. Новикова, Ф.Н. Новиков
80,00 ₽

УДК 81`1

https://doi.org/10.20339/PhS.6-20.194    

 

Новикова Марина Львовна,

доктор филологических наук, профессор

кафедры русского языка Юридического института

Российского университета дружбы народов

e-mail: novikova-ml@rudn.ru  

Новиков Филипп Николаевич,

кандидат филологических наук, доцент

кафедры иностранных языков Юридического института

Российского университета дружбы народов

e-mail: novikov-fn@rudn.ru

 

В работе отмечено, что аксиологические ориентиры манифестируются в ценностных смыслах, слово активно воздействует на человека, его речевое поведение и языковое сознание. Name-dropping как намеренное или случайное упоминание имен известных людей, образные номинации различных явлений реального и воображаемого мира позволяют актуализировать их разнообразные свойства. Исследование name-dropping и его функций в языке как коммуникативной системе важно для анализа современных языковых процессов. Проанализировано распространение name-dropping как лексической единицы, что позволяет проследить ее этимологию, отметить начало процесса заимствования, рост популярности и активного употребления, а также исследовать роль в формировании палитры аксиологического осмысления языкового пространства. Изучение активно используемого феномена name-dropping дает возможность  обратиться к анализу социальных предпочтений, прагматических установок и  специфики национальной ментальности, обусловленных ее универсальными и специфическими  характеристиками, сквозь призму корпусного анализа англоязычного, франкоязычного и русскоязычного языкового пространства. Подчеркнуто, что name-dropping как тип дискурсивного поведения является важной особенностью языкового пространства и яркой экспрессивной характеристикой, а его многовекторно развиваемые оценочные значения обусловлены кумулятивным эффектом по накоплению и сохранению информации. Рассмотрены традиционные и активно осваиваемые новые способы включения name-dropping в пространство языка и культуры, отражающие многофункциональные модели современной жизни.

Ключевые слова: name-dropping, культурные коды, прагматика, дискурсивные стратегии, аксиология, прецедентность, интертекстуальность.

 

Литература

  1. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М.: Эдиториал УРСС, 2004.
  2. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический Проект, 2008.
  3.  Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.) Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993.
  4. Лизунова И.В. Безграничность медиапространства: будущее или реальность? //Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре. СПб.: Университет ИТМО, 2014. С. 74–80.
  5. Карасик В.И. Коммуникативная тональность медиадискурса // Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты. М.: Флинта: Наука, 2014. С. 218–230.
  6. Orihuela J. L. INTERNET: Nuevos paradigmas de la comunicacion / OrihuelaJL-2002-CIESPAL77: 10–13. URL: https://www.redalyc.org/pdf/160/16007702.pdf (10.10.2020).
  7. Лебедева С.В. Cовременные вербальные практики: хэштегирование // Теория речевой деятельности: вызовы современности. М.: Канцлер, 2019. C. 118–120.
  8. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1998. 291 с.
  9. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Ленанд, 2015.
  10.  Серебренникова Е.Ф. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов. М.: Тезаурус, 2011.
  11. Демьянков В.З. «Теория речевых актов» в контексте современной лингвистической литературы // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. С. 223–235.
  12. Жилавская И.В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета. 2016. T. 2. № 4. С. 169–175.
  13. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура, 2003.
  14. Солганик Г.Я. Cовременная языковая ситуация и тенденции развития русского литературного языка // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 5. С. 122–134.
  15. Караулов Ю.Н. Язык СМИ как модель общенационального языка // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ, 2001. С. 15–18.
  16. Абрамова Е.С. Массмедийный дискурс: сущность и особенности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12. Ч. 1. C. 17–19.
  17. Богуславская В.В., Богуславский И.В. Медиатекст и хэштеги: цифровая трансформация СМИ // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 51–58. Doi: 10.21209/1996-7853-2017-12-5-51-58
  18. Google Ngram: https:// books.google.com / ngrams /graph?content=name+dropping&year_start=1800&year_end=2008&corpus=15 (10.10.2020).
  19. Collins English Dictionary. Collins English Dictionary Complete and Unabridged. 13th edition. Collins, 2018.
  20.  Myrriam Webster. The Merriam — Webster Dictionary: The Paperback edition. Merriam — Webster Inc, 2019.
  21. The Oxford Reference Dictionary. Oxford Dictionary of English. Oxford University Press, 2015.
  22. Larousse de poche 2020 (Français). Larousse, 2019.
  23.  Beigbeder F. 99 Francs: Assimil, 2004.
  24.  Кюст Й. Name-dropping: об одном поэтико-риторическом приеме в творчестве Иосифа Бродского // Новое литературное обозрение. 2004. № 67. С. 224–232.
  25.  Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 1. 384 с.
  26. Мартине А. Основы общей лингвистики. М.: Либроком, 2009.
  27. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.
  28. Драч Г.В. Культурология. Ростов на Дону: Феникс, 2000. 576 c.
  29. Стрижевская Н.И Письмена перспективы. М.: Грааль, 1997. 375 с.
  30. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М.: Либроком, 2009.
  31. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
  32. Флоренский П.А. Имена. М.: Азбука: Pусская словесность, 2007.
  33. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М.: КомКнига, 2006.
  34. Porter J. Folksonomies: A user-driven approach to organizing content. URL: https://articles.uie.com/folksonomies/ (10.10.2020).