Корзина пуста.
Войти

Bilinguism and other manifestations of the functioning of the Language System in light of Brain Plasticity

Н.Ш. Александрова
80,00 Р

УДК 81`24

https://doi.org/10.20339/PhS.6-20.170

 

Александрова Нина Шалваевна,

логопед, Sprachbrücke E.V. (Берлин, Германия)

e-mail: nina.alexandrova@gmx.net

 

Рассмотрена биологическая основа билингвизма. Проявления функционирования языковой системы — освоение родного языка в одноязычной среде, естественный билингвизм, искусственный билингвизм, письменная речь и функционирование языковой системы при патологии — проанализированы в свете представлений о пластичности мозга, описаны различия процессов забывания языкового материала. Обсуждены вопросы, имеющие важное практическое значение: кого можно называть билингвом и когда ребенок может стать билингвом? Обосновано представление об естественном билингвизме как о биологической адаптации, которая происходит при необходимости понимать два языка. Данная адаптация невозможна до момента формирования понимания языка у ребенка, т.е. в младенчестве билингвизм невозможен.

Ключевые слова: билингвизм, родной язык, иностранный язык, пластичность мозга, адаптация, забывание, языковые аттриции, незабываемый каркас языка.

 

Литература

  1. Lenneberg E. Biologische Grundlagen der Sprache. Frankfurt: Suhrkamp,1972.
  2. Александрова Н.Ш. Обеспечение видоспецифических форм поведения — первоочередная цель пластичности мозга? // Сборник трудов конференции «Когнитивные исследования на современном этапе». Архангельск, 2018. C. 14–17.
  3. Paradis M. A neurolinguistic theory of bilingualism. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2004.
  4. Александрова Н.Ш. Родной язык, иностранный язык и языковые феномены, у которых нет названия // Вопросы языкознания. 2006. № 3. С. 88–100.
  5. Bartlett F.C. Remembering a study in experimental and social psychology. URL: https://pure.mpg.de/rest/items/item_2273030_5/component/file_2309291/con...
  6. Александрова Н.Ш., Александрова О.А. Импрессивная (сенсорная) алалия — язык без языковой компетенции? // VII Междунар. конф. по когнитивной науке: тез. докл. Светлогорск, 20–24 июня 2016 г. Светлогорск, 2016. С. 97–98.
  7. Phonetic learning as a pathway to language: new data and native language magnet theory expanded (NLM-e) / P. Kuhl, B. Conboy, S. Coffey-Corina et al. // Philosophical Transactions of the Royal Society Biological Sciences. 2008. Vol. 363. P. 979–1000. Doi:10.1098/rstb.2007.2154
  8. Мартине А. Многообразие языков и языковых употреблений // Проблемы изучения билингвизма: книга для чтения. СПб.: Златоуст, 2014. С. 95–99.
  9. Skutnabb-Kangas T., Toukomaa K. Teaching migrant children’s mother tongue and learning the language of the host country in the context of the socio-cultural situation of the migrant family (UNESCO-Report). Tampere, 1976.