УДК 81`38+81`42
https://doi.org/10.20339/PhS.6-20.016
Киклевич Александр Константинович,
доктор филологических наук, профессор
Варминско-Мазурский университет в Ольштыне (Польша)
Челябинский государственный университет (Россия)
e-mail: aleksander.kiklewicz@uwm.edu.pl
Дана трактовка эстетической функции текста как разновидности его интерпретации на основе понятия красоты. Эстетическая интерпретация текста осуществляется по шкале ценностей: [+ красивый], [–красивый], [+красивый], а в некоторых случаях связана с понятием удовольствия. Рассмотрены следующие функции эстетической информации в тексте и дискурсе: риторическая, фасцинативная, продвигающая и др. Различаются четыре фактора медиаэстетического воздействия, а именно: использование ресурсов содержания, формы и структуры, медиаобеспечения и контекста.Каждый из этих факторов описан на примерах из российской журналистики и Интернета.
Ключевые слова: стилистика, публицистический стиль, медийный дискурс, прагматическая функция, эстетическая функция текста, образность.
Литература
1. Williamson J. Decoding advertisements. Ideology and meaning in advertising. London: Boyars, 1978. 180 p.
2. Hetsroni A., Tukachinsky R. The use of fine art in advertising: a survey of creatives and content analysis of advertisements // Journal of Current Issues & Research in Advertising. 2005. Vol. 27(1). P. 93–107.
3. Asemah T.S., Edegoh L., Ogwo C. Utilisation of Aesthetics in Television Advertising //Asian Journal of Social Sciences & Humanities. 2013. Vol. 2/2. P. 182–189.
4. Petrovici I. The role of aesthetic communication in advertising //The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. EpSBS. 2016. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2016.09.95.
5. Киклевич A. Медиакультура и стилистика фасцинации // Актуальные проблемы стилистики. 2018. №4. C. 63–70.
6. Kiklewicz A. Fascination as a commication category on the Internet (with reference to the Russian portal Rambler.ru) //Acta Universitatis Wratislaviensis. 3928. Slavica Wratislaviensia. 2020. CLXXI. S. 23–37.
7. Чередниченко Т.В. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой». М.: Культура, 1995. 256 с.
8. Kiklewicz A. Modelowanie parametryczne przestrzeni komunikacyjnej (aspekty stylistyczne).
9. Пустовалова А.В. История зарубежной журналистики. Пражурналистские явления античности. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2013. 172 с.
10. Ходасевич В.Ф. Литературная критика 1922–1939. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 350 с.
11. Чумакова В. П. Эстетика руин в вернакулярной фотографии русскоязычных социальных медиа: постановка проблемы исследования // Наука телевидения. 2018. № 14 (3). C. 74–90.
12. Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 7/1: Из истории науки. М.: Языки славянской культуры, 2010. 720 с.
13. Grimm E. Mediamania? Contemporary German poetry in the age of new information technologies: Thomas Kling and Durs Grünbein // Studies in 20th Century Literature. 1997. Vol. 21 (1). P. 275–301.
14. McLuhan M. Understanding media: the extensions of man. London: Routledge & Kegan Paul, 1967. 360 p.
15. Srnobrnja S. Television and new media aesthetics // Belgrade: Clio, 2010. 380 s.
16. Orzeł B. Appleizacja kultury. Zmiana zachowań komunikacyjnych w kontekście nowych mediów. Katowice: Śląsk, 2014. 204 s.
17. Janus-Konarska J. Rola prezenterów w telewizyjnych serwisach informacyjnych // Dziennikarstwo i media. 2011. 2. S. 106–115.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 18-18-00007).