https://doi.org/10.20339/PhS.5-20.057
Савинова Дарья Дмитриевна,
аспирант кафедры теории литературы
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
e-mail: Dd.savinova@yandex.ru
Изучены вопросы трансформации текста драмы А.П. Чехова «Чайка» на его пути к сценическому воплощению. При этом трансформация понимается как сложный процесс построения нового варианта текста, который создается режиссером для работы во время постановки спектакля. Выбор темы статьи обусловлен тем, что на современном этапе теоретические проблемы анализа трансформации художественного текста в сценический текст еще недостаточно исследованы и требуют серьезного внимания. Вместе с тем, несмотря на долгую историю изучения вопросов, связанных с переработкой художественного текста в сценический, в настоящее время не проведено целостного исследования этой проблемы. Предложен анализ элементов преобразования текста пьесы А.П. Чехова «Чайка» в режиссерскую партитуру.
Ключевые слова: трансформация текста, режиссерская партитура, текст, драма, «Чайка», Чехов.
Литература
1. Театральная энциклопедия: в 6 т. Т. 5. М., 1967. Стб. 715.
2. А.П. Чехов. Энциклопедия. М., 2011. С. 241.
3. Горячева М.О. «Чайка» между Александринкой и Художественным // Чеховиана. Полет «Чайки». М., 2001. С. 52–64.
4. Бердяев С. Сцена и артисты // Жизнь и искусство. 1896.17 ноября.
5. Мочульский К. Театр Чехова // Русское зарубежье о Чехове. Критика. Литературоведение. Воспоминания. М., 2010. С. 31.
6. Сидоров Е. Репетирует Эфрос // Литературная газета. 2011. № 5.
7. Эфрос А. «Чайка». Киносценарий. Статьи. Записи репетиций. Документы. Из дневников и книг. СПб., 2010. С. 131.
8. Чехов А.П. Чайка: пьесы и рассказы. М., 2012. С. 33.