Корзина пуста.
Войти

About the principles of realization of the image in literature of Karachays and Balkars: semiotics of the color designation

Ф.Т. Узденова, М.Б. Кетенчиев
80,00 Р

 

https://doi.org/10.20339/PhS.5-20.040

 

Узденова Фатима Таулановна,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

Института гуманитарных исследований — филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук»

e-mail: uzdenova_kbigi@mail.ru

 

Кетенчиев Мусса Бахаутдинович,

доктор филологических наук, профессор,

заведующий кафедрой карачаево-балкарской филологии

Кабардино-Балкарского государственного университета  им. Х.М. Бербекова

e-mail: ketenchiev@mail.ru 

 

В работе исследованы системы колоративов в художественной словесности карачаевцев и балкарцев. Использованы сравнительно-исторический и структурно-семиотический методы. Показано, что углубленные в прошлое, а потому реализующиеся на уровне подсознания цветообозначения выступают как этнические маркеры; смысловые их модуляции лишь в незначительной степени зависят от воли автора. Это либо апелляции к тем или иным образам, концептам и мотивам, либо прямые адресации к архетипике и паттернам разновременного происхождения. Глубина их «залегания» в национальном сознании предполагает доэтническое происхождение и, вероятнее всего, связана с периодом формирования базовой лексики языка в форме первичного набора ассоциативных блоков. Цветообозначения во многом определяют художественную образность словесной традиции народа, характер чувствования и эмотивности поэзии, а также массивные направления символического осмысления окружающего.

Ключевые слова: образ, карачаево-балкарская поэзия, цветообозначение, семиотика, архетип, этнокультурное сознание.

 

Литература

  1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2014. 320 с.
  2. Джанхотова З.Х. Система архетипических образов в балкарской поэзии 30–50-х гг. XX века (на материале произведений К. Кулиева): автореф. дис. … канд. филол. наук. Нальчик, 2010. 23 с.
  3. Габышева Л.Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира. М.: РГГУ, 2003. 192 с. 
  4. Кетенчиев М.Б. Структура и семантика именных предложений в карачаево-балкарском языке. Нальчик: Книга, 2000. 145 с.
  5. Мунаев И.Б. Чеченские героико-исторические или поздний героический эпос // Актуальные проблемы северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса: перспективы развития на рубеже XX–XXI веков: материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. Грозный: Магарин О.Г., 2012. C. 66–80.
  6. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1996. 256 с.
  7. Тохчуков И. Кюнню къачы (Достоинство солнца) // Антология карачаевской поэзии XVII–XX веков (на кар.-балк. яз.) / сост. Ф.И. Байрамукова, А.А. Акбаев. М.: Эльбрусоид, 2006. С. 352.
  1. Узденова Ф.Т. Семиотический контекст и национальная идентичность // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. Нальчик, 2015. № 3 (65). С. 294–300.
  2. Мыжырыуланы жаш Боташ (Мижириев Боташ) // Карачаево-балкарский фольклор (на кар.-балк. яз.) / сост. Т.М. Хаджиева. Нальчик: Эль-Фа, 1996. С. 353–354.
  3. Джуртубаев М.Ч. Мифология и эпос карачаево-балкарского народа. Нальчик: Эльбрус, 2011. 488 с.
  4. Базиева Г.Д. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии: традиции и современность. Нальчик: Эль-Фа, 2004. 100 с.