https://doi.org/10.20339/PhS.5-20.025
Вашунина Ирина Владимировна,
доктор филологических наук, доцент, профессор,
Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ, кафедра немецкого языка Российского университета дружбы народов, кафедра теории и практики иностранных языков ИИЯ Московского государственного лингвистического университета
e-mail: vashunina@yandex.ru
Зимина Мария Викторовна,
старший преподаватель кафедры теории и практики
иностранных языков и лингводидактики
Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
e-mail: zimina2312@yandex.ru
Представлены результаты исследования содержания концепта «Freedom» в американской языковой картине мира, в ходе которого была апробирована новая методика, в основе которой сопоставление вербальных и визуальных ассоциаций на стимул «Freedom». Полученные в ходе эксперимента вербальные и визуальные ассоциации делятся на ядро и периферию, а также выявляются тематические микрополя: свобода как социально-политический феномен (права, данные Конституцией и Биллем о правах, свобода от угнетения и способы обретения свободы), символы свободы, основные принципы и ценности свободы, бытовая свобода (отсутствие ограничений и обязательств, свобода передвижения). В результате сопоставления вербального и визуального представлений концепта «Freedom» выделяются ядро и периферия. К ядру отнесены ассоциации, представленные в обеих модальностях. В ядро концепта «Freedom» входит 63% ассоциаций, что говорит о достаточной степени его сформированности в массовом сознании американского народа. В периферию включены ассоциации, представленные одним способом. Вербальные и визуальные ассоциации также распределяются по составляющим: понятийная, образная и ценностная. Основной составляющей концепта «Freedom» является образная (60%), что свидетельствует об определенной «размытости» понятийного представления данного концепта. Обнаружено, что абстрактное понятие «Freedom» подлежит визуальному представлению. Выявлены отличия в вербальном и визуальном представлениях данного концепта: отсутствие визуальных ассоциаций с единицами, имеющими противоположные компоненты значения; наличие большого количества изображений природы; превышение ценностной составляющей в вербальном представлении по сравнению с визуальным.
Ключевые слова: концепт, ассоциативный эксперимент, вербальное и визуальное представления, структурирование концепта, составляющие концепта.
Литература
- Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток–Запад, 2007. 314 с.
- Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
- Сырова Н.В., Чикишев В.Н. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/754 (08.11.2018).
- Golubeva T. M. Discourse-conditioned lexical and semantic transformation of words in the American and British political discourse // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2. Yazykoznanie. 2017. Vol. 16. Iss. 1. P. 109–117.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.
- Вашунина И.В. Изучение языкового сознания путем исследования разномодальных репрезентаций образов // Научное исследование Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания (к 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина): сб. ст. по материалам Международной научной конференции. Нижний Новгород: Деком, 2016. С. 391–396.
- Feodor N. ‘Third Wave’ of memory studies: cultural memory between experience and representation // Dialog so vremenem — dialogue with time. 2018. Iss. 63. P. 369–374.
- Зимина М.В. Возможности конструирования содержания концепта средствами разных модальностей (обобщение экспериментального исследования концепта Beauty) // Вестник Российского Нового Университета. Серия: Человек в современном мире. 2017. Вып. 3-4. С. 65–68.