Корзина пуста.
Войти

‘It was me who walked past myself': subject uncertainty in Oleg Grigoryev’s poetry

А.С. Бокарев
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.4-20.064   

 

Бокарев Алексей Сергеевич,

кандидат филологических наук, старший преподаватель

кафедры русской литературы

Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

e-mail: asbokarev@mail.ru

 

Рассмотрена субъектная организация лирики выдающегося русского поэта Олега Григорьева в аспекте соотнесенности «я» и «другого». Отмечено, что геройное сознание в его стихах диалогически объединяется с авторским в одно межличностное целое, а граница между ролевой и автопсихологической поэзией проблематизируется. Итог этого процесса — специфическая субъектная неопределенность, возникающая в результате слабой дифференцированности «детских» и «взрослых» текстов, множественности ролевых воплощений «я», обусловленных одним типом мышления, а также в силу представлений о мире как синкретическом целом, получивших воплощение в мотивах двойничества и метаморфозы. Подробный анализ стихотворений «Лошадь», «Проволока», «Душа» и др. позволяет продемонстрировать конкретные «механизмы» формирования субъектной неопределенности — превращения «индивидуального» в «коллективное» и «чужого» в «свое». В системе координат, заданной О. Григорьевым, каждый жизненный «попутчик» (будь то играющий во дворе ребенок или сосед в очереди за спиртным) осознается как ментальный двойник «я», а узнавание себя в «другом» (или «другого» в себе) становится основой устойчивого, повторяющегося из произведения в произведение лирического сюжета.

Ключевые слова: О. Григорьев, примитивизм, субъектная структура, субъектная неопределенность, «я» и «другой», диалогические отношения в лирике.

 

Литература

  1. Анненский И.Ф. Бальмонт-лирик // Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 93–122.
  2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // М.М. Бахтин. Собрание сочинений в семи томах. М.: Русские словари; Языки славянской культуры; Языки славянских культур, 1997–2012. Т. 1. С. 69–263.
  3. Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: учеб. Пособие: в 2 т. М.: Издательский центр «Академия», 2004. Т. 2.
  4. Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: учеб. пособие / под. ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. С. 310–322.
  5. Вязмитинова Л.Г. В поисках утраченного «Я» // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 271–280.
  6. Григорьев О. Птица в клетке. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.
  7. Давыдов Д.М. Примитивизма поэтика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 186–187.
  8. Давыдов Д.М. Русская наивная и примитивистская поэзия: генезис, эволюция, поэтика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2004.
  9. Ермолин Е.С поэзией что // Знамя. 2016. № 9. С. 191–194.
  10. Житенев А.А. Эстетика и поэтика черного юмора: лирика О. Григорьева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 39–42.
  11. Заболоцкий Н.А. Метаморфозы. М.: ОГИ, 2014.
  12. Каргашин И.А. Русский стихотворный сказ XVII–XXI вв.: Генезис. Эволюция. Поэтика. М.: Издательский дом «Языки славянской культуры», 2017.
  13. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О.  Избранные труды. Методика вузовского преподавания литературы. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2009. С. 683–702.
  14. Кукулин И.В. Заметки по следам статьи Людмилы Вязмитиновой. О стихах Дмитрия Воденникова. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/kukulin-o-vodennikove (12.06.2019).
  15. Кулаков В.Г. Поэзия как факт. Статьи о стихах. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
  16. Кучина Т.Г. Поэтика «я»-повествования в русской прозе конца XX – начала XXI в. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.
  17. Левин Ю.И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 464–480.
  18. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: пособие для студ. вузов: в 2 т. М.: Издательский центр «Академия», 2003. Т. 1.
  19. Леухина А.В. Литературный примитивизм: эстетика и поэтика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2010.
  20. Тун Ф. Субъективность как граница: Цветаева, Ахматова, Пастернак. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_3/06_3_2001.htm (12.06.2019).
  21. Хворостьянова Е.В. Поэтика Олега Григорьева. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002.
  22. Шмид В. Нарратология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2008.
  23. Юрьев О. Отстояние. «Летний день» Олега Григорьева как инициальный текст неслучившейся литературы // Новое литературное обозрение. 2014. № 2(126). С. 279–288.
  24. Яснов М. Вослед уходящей эпохе // Григорьев О. Птица в клетке. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. С. 7–19.
  25. Яснов М. Предисловие // Григорьев О. Стихи. Рисунки. СПб.: Нотабене, 1993. С. 3–12.