Корзина пуста.
Войти

Analysis of the world-modeling categories of works of art

К.Е. Гильяно
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.3-20.115 

 

Гильяно Карина Евгеньевна,

аспирант кафедры теории литературы

Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

e-mail: k.guiliano@mail.ru

 

Теоретически обоснованы возможность и целесообразность анализа миромоделирующих категорий литературного художественного произведения. Предполагая, что, установив законы, по которым текст конструируется как художественное произведение, и момент, когда текст перестает быть просто текстом и становится художественным произведением, литературовед сможет установить границы эстетического в художественном произведении и разработать подходы к его анализу, автор работы обращается к самым крупным единицам, на которых строится литературное художественное произведение. Это четыре базовые миромоделирующие категории: субъект, событие, время и пространство. Каждая из этих категорий представляется как совокупность, сумма ее проявлений в художественном произведении. Рассмотрены характер и корреляция этих категорий, а также развитие этих категорий на трех уровнях художественного произведения, описанных М.М. Бахтиным, — гносеологическом, этическом и эстетическом. Сформулированы и теоретически обоснованы этапы анализа миромоделирующих категорий литературного художественного произведения. В качестве примера в практической части статьи приведен анализ миромоделирующих категорий рассказа А.П. Чехова «Ариадна», через который литературовед получает возможность выйти к анализу проблемы произведения и авторской позиции.

Ключевые слова: миромоделирующие категории, эстетический компонент, философема, авторская оценка, проблема произведения.

 

Литература

1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб., 2018.

3. Ницше Ф. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 13. М., 2006.

4. Чехов А.П. Сочинения: в 18 т. // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 9. М., 1975.