https://doi.org/10.20339/PhS.3-20.115
Гильяно Карина Евгеньевна,
аспирант кафедры теории литературы
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
e-mail: k.guiliano@mail.ru
Теоретически обоснованы возможность и целесообразность анализа миромоделирующих категорий литературного художественного произведения. Предполагая, что, установив законы, по которым текст конструируется как художественное произведение, и момент, когда текст перестает быть просто текстом и становится художественным произведением, литературовед сможет установить границы эстетического в художественном произведении и разработать подходы к его анализу, автор работы обращается к самым крупным единицам, на которых строится литературное художественное произведение. Это четыре базовые миромоделирующие категории: субъект, событие, время и пространство. Каждая из этих категорий представляется как совокупность, сумма ее проявлений в художественном произведении. Рассмотрены характер и корреляция этих категорий, а также развитие этих категорий на трех уровнях художественного произведения, описанных М.М. Бахтиным, — гносеологическом, этическом и эстетическом. Сформулированы и теоретически обоснованы этапы анализа миромоделирующих категорий литературного художественного произведения. В качестве примера в практической части статьи приведен анализ миромоделирующих категорий рассказа А.П. Чехова «Ариадна», через который литературовед получает возможность выйти к анализу проблемы произведения и авторской позиции.
Ключевые слова: миромоделирующие категории, эстетический компонент, философема, авторская оценка, проблема произведения.
Литература
1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб., 2018.
3. Ницше Ф. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 13. М., 2006.
4. Чехов А.П. Сочинения: в 18 т. // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 9. М., 1975.