Корзина пуста.
Войти

Sergey Yesenin and the oral poetry

С.Л. Страшнов
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.3-20.078      

 

Страшнов Сергей Леонидович,

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Ивановского государственного университета

e-mail: sstrashnov@yandex.ru

 

В работе отмечено, что наряду с литературными контактами в творчестве С. Есенина всегда активными были взаимодействия с устной поэзией: вначале с традиционным крестьянским фольклором, а в послереволюционную эпоху с так называемым постфольклором — фабрично-сельской частушкой, городским романсом и блатной песней. Такие контакты в научной литературе уже осмысливались, однако они не рассматривались последовательно, в эволюции, с учетом как индивидуально-творческих, так и социокультурных факторов. Причем заявленная проблема впервые ставится в предлагаемой статье не только в собственном внутреннем развитии, но и в соотнесении используемых жанров с образом автора (лирического героя), особенностями стилевых решений, потребностями массовой аудитории. За наблюдаемыми смещениями обнаруживается движение от первоначальной идеализации окружающего к его дисгармоничному восприятию, а также итоговому синтезу живописного и музыкального, эмоционального и интеллектуального, мелодраматического и медитативного, старинных напевов и модного репертуара. Неизменная слава поэта объясняется совпадением его произведений с переживаниями множества людей, причем как исторически определенными, так и внутренне психологическими, сущностными, извечными. Констатируется, что заинтересованное общение с есенинскими стихами продолжается на протяжении ста лет, в какой бы форме это ни происходило: устной, переписанной от руки, книжной или самой новейшей — сетевой. Постоянно подпитывая устную поэзию, Есенин до сих пор остается ее частью. 

Ключевые слова: С. Есенин, фольклор, постфольклор, автор, лирический герой, массовое сознание, общественный резонанс творчества.

 

Литература

1. Есенин С. Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука: Голос, 1995–2001.

2. Коржан В.В. Есенин и народная поэзия. Л.: Наука, 1969. 200 с.

3. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

4. Завалишин В. Творчество Сергея Есенина // Русское Зарубежье о Есенине: в 2 т. Т. 2: Эссе, очерки, рецензии, статьи. М.: ИНКОН, 1993. С. 103–111.

5. Зеленин Д.К. Новые веяния в народной поэзии // Зеленин Д.К. Избранные труды: статьи по духовной культуре: 1901–1913. М.: Изд-во «Индрик», 1994. С. 27–37.

6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 406 с.

7. Синявский А. [Терц А.] Отечество. Блатная песня… // Синявский А. Литературный процесс в России. М.: РГГУ, 2003. С. 255–284.

8. Воронский А. Искусство видеть мир: Портреты. Статьи. М.: Советский писатель, 1987. 704 с.

9. Самоделова Е.А. Есенин как фольклорист // Проблемы научной биографии С.А. Есенина: сб. трудов по материалам Междунар. научн. конф., посвященной 114-летию со дня рождения С.А. Есенина. Москва — Константиново. Рязань: Пресса, 2010. С. 236–252.