Корзина пуста.
Войти

The rhetorical originality of public discourse in the mirror of modern media

М.А. Чекунова
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.SPI-19.056

 

Чекунова Марина Анатольевна,

доцент кафедры массовых коммуникаций

филологического факультета,

Российский университет дружбы народов

e-mail: chekunova@gmail.com    

 

Статья посвящена выявлению особенных характеристик, которые определяют специфику риторических приемов при реализации речевой коммуникации в пространстве сетевого публичного дискурса на площадках открытых сетевых медиаресурсов массовой коммуникации. Рассматривая ключевые факторы изменений современной риторической парадигмы, автор связывает их с намерением участников подобного дискурса воздействовать на адресата, что проявляет риторическую природу высказываний. Автор указывает на значимость актуализации принципов кооперативности и манипулятивности, подчеркивает, что новыми способами убеждения становятся не лозунги и воззвания, а лаконичность, доходящая до телеграфности, ясность, четкость и простота высказываний. Автор замечает, что риторика должна соединить в себе приемы выразительности как делового и публицистического, так и разговорного стилей, что уже определяет ее своеобразие и новизну. По мнению автора, в публичном сетевом дискурсе логос раскрывается через речевую манеру говорящего, этос — в совокупности более ярких, чем в офлайн-формате, оценочных (этических) суждений, а пафос апеллирует к обостренным чувствам виртуальной личности. На конкретных примерах автор показывает, что риторические категории ясности, уместности и красоты определяют своеобразие современного публичного сетевого медиадискурса.

Ключевые слова: риторика, дискурс, медиадискурс, открытые медиа, Сеть, Интернет.

 

Литература

  1. Аристотель. Риторика // Античные риторики. Собрание текстов, статьи, комментарии и общая редакция А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во Московского университета, 1978. С. 28–106.
  2. Безменова Н.А. Риторическая модель речевой деятельности // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации; Отв. ред. Ф.М. Березин, Е.Ф. Тарасов; АН СССР, ИНИОН. М.: Наука, 1990. С. 15–27.
  3. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 1993. 501 с.
  4. Ивин А.А. Основания логики оценок. М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. 230 с.
  5. Карманова З.Я. Политический дискурс: риторический аспект // Политический дискурс в России-2: Материалы рабочего совещ., 29 марта 1998 г. М.: Диалог-МГУ, 1998. С. 70–83.
  6. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. M.: Мысль, 1972. 472 c.
  7. Парментьер Р. Элементарная теория истины Пирса //Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах: Сб. науч. тр. / АН СССР, Сиб. отд-е, Ин-т истории, филологии и философии; Отв. ред. И.В. Поляков. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-е, 1990. 157 с.
  8. Пешков И.В. Новый органон // Бахтин М.М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. С. 549–591.
  9. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997. 597 с.
  10. Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре. М.: Флинта-Наука, 2003. 432 с.
  11. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. 419 с.
  12. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М.: Никколо-Медиа, 2002. 313 с.

 

Статья подготовлена при грантовой поддержке РФФИ. Проект № 19-012-00448 А «Влияние Интернета на дискурсные параметры медиаобраза в СМИ».