Корзина пуста.
Войти

Linguistic design of an informational media picture of an event in a news format

Р.А. Савастенко
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.SPI-19.044       

 

Савастенко Роман Андреевич,

старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций

филологического факультета,

Российский университет дружбы народов

e-mail: savastenko_ra@rudn.ru

 

Статья посвящена изучению информационно-новостного контента онлайн в координатах его лингвистического дизайна. Рассматривая особенности развертывания информации через множественность минитекстов, объединенных в общую последовательность в произвольном порядке и рождающих в процессе их осмысления стихийно-мозаичное представление о событии, автор выявляет избыточность и незавершенность лингвистического дизайна, в котором ярко отражается и его традиционная паратекстуальность, представленная через отношения текста и заголовочного комплекса. Автор считает, что смысловой доминантой всех сообщений является информация, сконцентрированная в заголовках, которая по-разному, но весьма лаконично дополняется некоторыми подробностями, а синтаксические средства лингвистического дизайна новостного медиатекста, напротив, демонстрируют единообразие, обеспечивающее универсальность усвоения смыслов. По мнению автора, синтаксическая универсальность лингвистического дизайна освобождает внимание аудитории и позволяет ей сконцентрироваться на содержательных смыслах. Автор предлагает понятие «ярмарочное многоголосие», при котором многократно повторяющийся ключевой фрейм информации становится важным приемом воздействия на аудиторию. Опираясь на теоретические источники, автор анализирует конкретные примеры и приходит к выводу о том, что совокупность коротких новостных сообщений, обработанных и собранных автоматическим агрегатором новостей, можно рассматривать как единый мегамедиатекст, лингвистический дизайн которого обеспечивает высокую степень воздействия на аудиторию.

Ключевые слова: лингвистический дизайн, медиатекст, новость, информационное сообщение, язык и стиль.

 

Литература

  1. Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык средств массовой информации: учеб. пособие. М.: Флинта, 2008. С. 99, 117.
  2. Атабекова А.А. Лингвистический дизайн Web-страницы: семиотические аспекты представления информации (на материале русского и английского языков) // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2003. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskiy-dizayn-web-stranitsy-... (дата обращения 06.12.2019).
  3. Волков А.А. Филология и риторика массовой информации // Язык средств массовой информации: учеб. пособие. М.: Прогресс, 2008. С. 118–132.
  4. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediadiskurs-kak-obekt-lingvistiki-i-m... (дата обращения 06.12.2019).
  5. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М., 2008. 264 с.
  6. Иванова М.В. Речь журналистов электронных СМИ // Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ: сб. науч. статей. М.: Фак-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова; Некомм. партн-во фак. журн., 2016. С. 86–94.
  7. Кубрякова Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации. М.: Экслибрис, 2008. С. 183–209.
  8. Леонтьев А.А. Психология воздействия в массовой коммуникации // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов. М.: Прогресс, 2008. С. 133–145.
  9. Петренко В.Ф. Психосемантика массовых коммуникаций // Язык средств массовой информации. М.: Прогресс, 2008. С. 170–182.
  10. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979.
  11. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты): монография. М.: Изд-во РУДН, 2008. 380 с. С. 156.