https://doi.org/10.20339/PhS.SPI-19.037
Адриана Еральдит Плаза Рондон (Венесуэла),
аспирант кафедры массовых коммуникаций
филологического факультета,
Российский университет дружбы народов
e-mail: adrianayeraldith@gmail.com
Жак Мариус Биленг (Камерун),
аспирант кафедры массовых коммуникаций
филологического факультета,
Российский университет дружбы народов
e-mail: bileng@mail.ru
Статья посвящена выявлению специфических лингвистических характеристик прецедентного имени собственного в заголовке медиатекста как в его особом компоненте. Рассматривая различные подходы к пониманию термина «концепт», авторы определяют ряд сходств с пониманием сущности концепта в медиалингвистике и экстраполируют это понятие на функционирование имени собственного в новостных публикациях российских СМИ. На материале заголовков российских сетевых информационных лент, в которых фигурирует имя известного своей пассионарностью бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса, авторы рассматривают внутренние взаимосвязи между прецедентностью имени собственного как концепта и спецификой концентрации смыслов медиатекста в его заголовке. Авторы обращают внимание на возможности имени собственного стать концептом и выполнять прецедентные задачи в медиатексте, который, в свою очередь, становится прецедентным. Авторы выявляют, что, используя в содержании заголовка прецедентное имя собственное «Уго Чавес», делает заголовок не только информационно насыщенным, но и наполняет его дополнительными скрытыми коннотациями свернутого характера. В результате проделанного анализа авторы приходят к выводу о том, что заголовок медиатекста является концентратором информационно обусловленных смыслов, а использующееся в нем имя собственное становится концептом, который определяет прецедентность публикации.
Ключевые слова: прецедент, прецедентный текст, концепт, медиатекст, имя собственное, заголовок.
Литература
- Байбалова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку: Социопсихолингвистические аспекты. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 151 с.
- Валгина Н.С. Основные проблемы изучения языка современных СМИ // Язык и стиль современных средств массовой информации: Межвузовский сборник научных трудов Всероссийской конференции, посвященной 80-летию проф. Н.С. Валгиной. М.: МГУП, 2007. С. 7–18.
- Воркачев С.Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2001. Т. 60. № 6. С. 47–58.
- Глаголев В.С. Виртуальные как социологический в постсоветской России XXI век и России в философском измерении. Т. 2. Екатеринбург: Просвещение, . С. 49–62.
- Ейгер Ейгер Н.С., Е.Н. черты лингвистического в исследованиях словообразования. Гродно: Изд-во Гродненского университета, 1989. 155 с.
- Залевская A.A. Текст и его понимание: монография. Тверь: Тверской гос. университет, 2001. 177 с.
- Карасик В.И. Оценочные доминанты в языковой картине мира // Единство системного и функционального анализа языковых единиц. Белгород, 1999. С. 39–60.
- Красных В.В. и др. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1997. № 3. С. 51–64.
- Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. М.: Наука, 2001. Т. 1. С. 85–139.
- Кубрякова Е.С., Шахнаровича А.И. и др. Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи / под ред. Е.С. Кубряковой, М.: Наука, 1991. 311 с.
- ЛазареваЭ.А. Заголовок в газете. Свердловск: Просвещение, 1989. 96 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 408 с.
- Минаева Л.В. Слово в языке и речи: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1986. 218 с.
- Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток — Запад, 2007. 314 с.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Наука, 1997. 428 с.
- Стернин И.А. Типы и концепты // Концептуальное пространство языка: сб. научн. трудов, посвященных юбилею Н.Н. Болдырева / под ред. Е.С. Кубряковой. Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2005. С. 257–282.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.: Наука,1986. 176 с.
- Эмер Ю.А. Современный песенный фольклор: когниции и дискурсы. Томск: Изд-во Томского университета, 2011. 266 с.