Корзина пуста.
Войти

Мотивационные и деривационные тенденции в образовании прозвищ современной молодежи

Т.В. Федотова
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.5-19.017

 

Федотова Татьяна Васильевна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры

русского языка и речевой коммуникации

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

е-mail: Fedotova66@mail.ru

 

Проанализированы актуальные тенденции в выборе мотива и способа образования прозвищных наименований, функционирующих в студенческой среде. Отмечено, что прозвища являются дополнительным именем, которое отражает как физиологические и ментальные свойства человека, так и нейтральную позицию в зависимости от наличия или отсутствия фатической функции. Характеристика прозвищ  в мотивационном аспекте  позволяет определить главный принцип для создания онимов — контактное или дисконтактное употребление прозвища между коммуникантами. В свою очередь, механизм корреляции формирующихся прозвищ основывается на двух уровнях: фонетико-фонологическом и деривационном. На основе анализа прозвищных единиц в аспекте частотности формирования и функционирования сделан вывод о том, что онимы дисконтактного использования наиболее активны, так как не служат для коммуникации, не выполняют фатической функции, следовательно, позволяют активно выражать свою оценку человека через прозвище. Отсюда следует, что внешние данные — самый распространенный мотив при создании прозвища в молодежной среде, который часто является результатом трансонимизации сленговой единицы. В соответствии с принципами мотивации выделено несколько способов формирования прозвищ с позиции активности функционирования: онимизация апеллятивов; трансонимизация; усечение; телескопическое словообразование. Результатом исследования явилось понимание того, что прозвища — богатейший материал для изучения менталитета современной молодежи, их вкусов, идеалов, творческого потенциала, а формирование онимов (в аспекте отражения тех или иных признаков человека) зависит и от самой структуры общества, и от того социального коллектива, в котором прозвище появилось.

Ключевые слова: антропоним, прозвище, мотивация, деривация, фатическая функция, онимизация, трансонимизация, усечение.

 

Литература

1. Никитина Т.Г. Проблемы лексикографической репрезентации сленгового прозвища // Вестник НовГУ. 2009. № 54. С. 51‒54.

2. Межуева О.В., Щербак А.С. Региональные прозвища: вторичная номинация // Вестник ТГУ. 2010. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-prozvischa-vtorichnaya-nom... (дата обращения: 10.08.2018).

3. Федотова Т.В. Универсальность зоонимов в аспекте отражения картины мира человека // Филологические науки. 2018. № 3. С. 23‒29.

4. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: монография. Волгоград, 2000. 172 с.

5. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1988.

6. Мадиева Г.Б., Супрун В.И. Антропонимы как средство выражения национальной культуры // Известия ВГПУ. 2010. № 6. С. 96‒102.

7. Щербак А.С. Проблемы изучения региональной ономастики. Ономастикон Тамбовской области: монография. Тамбов, 2006. С. 147‒168.

8. Шостка Е.С. Современные прозвища, соотносимые с древнерусскими // Вестник ТГУ. 2009. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-prozvischa-sootnosimye-s-d... (дата обращения: 10.07.2018).

9. Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация (Виды наименований) / под ред. Б.А. Серебренникова, А.А. Уфимцевой. М., 1977. С. 129‒221.