Корзина пуста.
Войти

Интерпретация эстетической новизны в журнале «Аполлон»

А.А. Житенев
80,00 ₽

 

https://doi.org/10.20339/PhS.4-19.057

 

Житенев Александр Анатольевич,

доктор филологических наук, доцент, доцент

кафедры русской литературы XX и XXI веков,

теории литературы и фольклора

Воронежский государственный университет

е-mail: superbia@mail.ru

 

В эстетической теории модернизма категория новизны всегда была важнейшим оценочным критерием, однако представления о сущности «нового», способах его создания, роли в творческой практике были разные. Цель настоящей статьи — выявить и охарактеризовать все контексты использования категории «новое» в журнале «Аполлон». Установлено, что для авторов «Аполлона» новизна — важный, но не единственный критерий ценности художественного высказывания. Новизна личностна, и ценность «нового» состоит в наделении смыслом индивидуального бытия. Быть новым — значит уметь видеть мир по-новому и найти форму для закрепления этого видения. В этом смысле новизна для авторов «Аполлона» оказывается не относительным, а абсолютным качеством, поскольку связывается с тем уникальным местом, которое художник занимает в культуре. Новизна трактуется в публикациях журнала как эффект пересечения культурных и временных границ. «Новое» — результат освоения «экзотического» или «архаического», в нем важен элемент стилевой игры. «Новое» видится в двойной перспективе: это «новое» сейчас и «новое» в будущем. Круг ожиданий, связанный с «новым», очень широк, но важнейшая роль в нем принадлежит метаморфозам чувственности — «новым ощущениям» и «новым формам жизни», к которым должен стремиться писатель.

Ключевые слова: новое, история «нового», эстетическая новизна, эстетическая теория, «Аполлон».

 

Литература

1. Гройс Б. О новом // Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. С. 113–244.

2. Ямпольский Б. Без будущего. Культура и время. СПб.: Порядок слов, 2018.

3. Кобрин К. На руинах нового: Эссе о книгах. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2018.

4. Липовецкий М.Н. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в культуре 1920–2000-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.

6. Бедекер Х.Э. Размышления о методе истории понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 34–65.

7. Дмитриев П. Литературно-художественный ежемесячник «Аполлон» как Новая Академия // Аполлоновский сборник. СПб.: Реноме, 2015. С. 5–10.

8. Дмитриев П. Литературно-художественный ежемесячник «Аполлон» (1909–1918): Очерки истории и эстетики. СПб.: Реноме, 2018.

9. Гумилев Н. Письма о русской поэзии // Аполлон. 1910. № 8. С. 59–62.

10. Кузмин М. О прекрасной ясности (заметки о прозе) // Аполлон. 1910. № 4. С. 5–10.

11. Маковский С. Проблема «тела» в живописи // Аполлон. 1910. № 11. С. 5–16.

12. Маковский С. Мастерство Серова // Аполлон. 1912. № 10. С. 5–12.

13. Кузмин М. «Орфей и Эвридика» кавалера Глюка // Аполлон. 1911. № 10. С. 15–19.

14. Шервашидзе А.К. Сто лет французской живописи // Аполлон. 1912. № 5. С. 8–24.

15. Радлов Н. Современная русская графика и рисунок. I // Аполлон. 1913. № 6. С. 5–24.

16. Маковский С. Выставка «Мир Искусства» // Аполлон. 1911. № 2. С. 14–24.

17. Красовский В.Е. Европейский и русский футуризм в восприятии и оценках критиков журнала «Аполлон» // Русская литература и журналистика в движении времени. Ежегодник 2015 / под ред. Е.И. Орловой. М., 2016. С. 104–134.

18. Чудовский В. Футуризм и прошлое // Аполлон. 1913. № 6. С. 25–31.

19. Маковский С. По поводу «Выставки современной русской живописи». Гипс, фотография и лубок // Аполлон. 1916. № 8. С. 1–11.

20. Радлов Н. О футуризме и «Мире Искусства» // Аполлон. 1917. № 1. С. 1–17.

21. Пунин Н. Рисунки нескольких «молодых» // Аполлон. 1916. № 4–5. С. 1–20.

22. Эфрос А. Искусство Павла Кузнецова // Аполлон. 1917. № 6–7. С. 1–16.

23. Волошин М. Клодель в Китае // Аполлон. 1911. № 7. С. 43–62.

24. Волошин М. Архаизм в русской живописи // Аполлон. 1909. № 1. С. 43–53.

25. Маковский С. Выставка К.С. Петрова-Водкина в редакции «Аполлона» // Аполлон. 1909. № 3. С. 11–12.

26. Иванов Вяч. О прозе М. Кузмина // Аполлон. 1910. № 7. С. 46–51.

27. Вступление // Аполлон. 1909. № 1. С. 3–4.

28. Браудо Е. Музыка после Вагнера // Аполлон. 1909. № 1. С. 54–59.

29. Бенуа А. В ожидании гимна Аполлону // Аполлон. 1909. № 1. С. 5–11.

30. Иванов Вяч. Борозды и межи. I. О проблеме театра // Аполлон. 1909. № 1. С. 74–78.

31. Бакст Л. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. № 3. С. 46–61.

32. Пунин Н. Памяти графа Василия Андреевича Комаровского // Аполлон. 1910. № 6–7. С. 86–89.

33. Врангель Н.Н. Вермеер Дельфтский // Аполлон. 1911. № 1. С. 5–11.

34. Эйхенбаум Б. Поэтика Державина // Аполлон. 1916. № 8. С. 23–45.

 

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-012-00476 А).