https://doi.org/10.20339/PhS.4-19.057
Житенев Александр Анатольевич,
доктор филологических наук, доцент, доцент
кафедры русской литературы XX и XXI веков,
теории литературы и фольклора
Воронежский государственный университет
е-mail: superbia@mail.ru
В эстетической теории модернизма категория новизны всегда была важнейшим оценочным критерием, однако представления о сущности «нового», способах его создания, роли в творческой практике были разные. Цель настоящей статьи — выявить и охарактеризовать все контексты использования категории «новое» в журнале «Аполлон». Установлено, что для авторов «Аполлона» новизна — важный, но не единственный критерий ценности художественного высказывания. Новизна личностна, и ценность «нового» состоит в наделении смыслом индивидуального бытия. Быть новым — значит уметь видеть мир по-новому и найти форму для закрепления этого видения. В этом смысле новизна для авторов «Аполлона» оказывается не относительным, а абсолютным качеством, поскольку связывается с тем уникальным местом, которое художник занимает в культуре. Новизна трактуется в публикациях журнала как эффект пересечения культурных и временных границ. «Новое» — результат освоения «экзотического» или «архаического», в нем важен элемент стилевой игры. «Новое» видится в двойной перспективе: это «новое» сейчас и «новое» в будущем. Круг ожиданий, связанный с «новым», очень широк, но важнейшая роль в нем принадлежит метаморфозам чувственности — «новым ощущениям» и «новым формам жизни», к которым должен стремиться писатель.
Ключевые слова: новое, история «нового», эстетическая новизна, эстетическая теория, «Аполлон».
1. Гройс Б. О новом // Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. С. 113–244.
2. Ямпольский Б. Без будущего. Культура и время. СПб.: Порядок слов, 2018.
3. Кобрин К. На руинах нового: Эссе о книгах. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2018.
4. Липовецкий М.Н. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в культуре 1920–2000-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
6. Бедекер Х.Э. Размышления о методе истории понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 34–65.
7. Дмитриев П. Литературно-художественный ежемесячник «Аполлон» как Новая Академия // Аполлоновский сборник. СПб.: Реноме, 2015. С. 5–10.
8. Дмитриев П. Литературно-художественный ежемесячник «Аполлон» (1909–1918): Очерки истории и эстетики. СПб.: Реноме, 2018.
9. Гумилев Н. Письма о русской поэзии // Аполлон. 1910. № 8. С. 59–62.
10. Кузмин М. О прекрасной ясности (заметки о прозе) // Аполлон. 1910. № 4. С. 5–10.
11. Маковский С. Проблема «тела» в живописи // Аполлон. 1910. № 11. С. 5–16.
12. Маковский С. Мастерство Серова // Аполлон. 1912. № 10. С. 5–12.
13. Кузмин М. «Орфей и Эвридика» кавалера Глюка // Аполлон. 1911. № 10. С. 15–19.
14. Шервашидзе А.К. Сто лет французской живописи // Аполлон. 1912. № 5. С. 8–24.
15. Радлов Н. Современная русская графика и рисунок. I // Аполлон. 1913. № 6. С. 5–24.
16. Маковский С. Выставка «Мир Искусства» // Аполлон. 1911. № 2. С. 14–24.
17. Красовский В.Е. Европейский и русский футуризм в восприятии и оценках критиков журнала «Аполлон» // Русская литература и журналистика в движении времени. Ежегодник 2015 / под ред. Е.И. Орловой. М., 2016. С. 104–134.
18. Чудовский В. Футуризм и прошлое // Аполлон. 1913. № 6. С. 25–31.
19. Маковский С. По поводу «Выставки современной русской живописи». Гипс, фотография и лубок // Аполлон. 1916. № 8. С. 1–11.
20. Радлов Н. О футуризме и «Мире Искусства» // Аполлон. 1917. № 1. С. 1–17.
21. Пунин Н. Рисунки нескольких «молодых» // Аполлон. 1916. № 4–5. С. 1–20.
22. Эфрос А. Искусство Павла Кузнецова // Аполлон. 1917. № 6–7. С. 1–16.
23. Волошин М. Клодель в Китае // Аполлон. 1911. № 7. С. 43–62.
24. Волошин М. Архаизм в русской живописи // Аполлон. 1909. № 1. С. 43–53.
25. Маковский С. Выставка К.С. Петрова-Водкина в редакции «Аполлона» // Аполлон. 1909. № 3. С. 11–12.
26. Иванов Вяч. О прозе М. Кузмина // Аполлон. 1910. № 7. С. 46–51.
27. Вступление // Аполлон. 1909. № 1. С. 3–4.
28. Браудо Е. Музыка после Вагнера // Аполлон. 1909. № 1. С. 54–59.
29. Бенуа А. В ожидании гимна Аполлону // Аполлон. 1909. № 1. С. 5–11.
30. Иванов Вяч. Борозды и межи. I. О проблеме театра // Аполлон. 1909. № 1. С. 74–78.
31. Бакст Л. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. № 3. С. 46–61.
32. Пунин Н. Памяти графа Василия Андреевича Комаровского // Аполлон. 1910. № 6–7. С. 86–89.
33. Врангель Н.Н. Вермеер Дельфтский // Аполлон. 1911. № 1. С. 5–11.
34. Эйхенбаум Б. Поэтика Державина // Аполлон. 1916. № 8. С. 23–45.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-012-00476 А).