https://doi.org/10.20339/PhS.2-19.031
Sargsyan Mariana,
Associate Professor, Head of the Laboratory of
British Literature and Linguocultures
Yerevan State University, Armenia
e-mail: mariana.sargsyan80@gmail.com
Madoyan Arpine,
Assistant Professor, Researcher of the Laboratory of
British Literature and Linguocultures
Yerevan State University, Armenia
e-mail: arpinehmadoyan@gmail.com
В рамках когнитивного подхода изучение текстов должно сопровождаться с учетом огромной роли социальных и культурных аспектов языка. Такой подход оправдан особенно в отношении фольклорных текстов, поскольку последние предоставляют обширный материал для отслеживания ключевых культурных ценностей нации. Концепты, реализованные в фольклорных текстах, представляют собой сжатую информацию об индивидуальных чертах нации, ее прошлом, настоящем и видении будущего. В этом контексте цель настоящей статьи — изучить некоторые из ключевых концепцтов, связанных с культурой, в шотландских сказках и проанализировать концепты с точки зрения их представления в тексте. Благодаря анализу часто встречающихся образов, раскрывая их черты и характеристики и отношение людей, мы извлекаем те культурные ценности, которые важны для шотландской культуры. Некоторые ключевые концепты выделены с акцентом на компонент оценки в их структуре. Изучение этого компонента приводит к определенным выводам относительно доминирующих ценностей шотландской культуры.
Ключевые слова: концепт, культурная и национальная идентификация, шотландский фольклор.
Литература
1. Schiffrin D. (1996) Narrative as Self-Portrait: Sociolinguistic Constructions of Identity. Language in Society, Vol. 25, No. 2 (Jun., 1996). University Press. P. 167–203. URL: http://www.jstor.org (accessed 19.11.2013).
2. Neat T. (2008) The Summer Walkers: Travelling People and Pearl-Fishers in the Highlands of Scotland. 2nd Edition. Edinburgh: Birlinn.
3. McNeil H. The Celtic Breeze. Stories of the Otherworld from Scotland, Ireland and Wales. — Englewood (Colo): Libraries unlimited, 2001. 214 p.
4. Henderson L., Cowan E.J. (2001). Scottish Fairy Belief. East Linton: Tuckwell.
5. Scottish Fairy and Folk Tales by Sir George Douglas (1901). URL: http://www.sacred-texts.com (accessed January-February 2018).
6. Carter A. (2008) The Fairy Tales of Charles Perrault. 2nd edition. London: Penguin Classics.
7. Dirven R., Verspoor M. (2004). Cognitive Exploration of Language and Linguistics. Amsterdam: John Benjamins Publishing Comapany.
8. Попова З. Д., Стернин И.А. (2007). Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 250 с.
9. Воркачев С.Г. (2001). Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. № 1. С. 64–72.
10. Карасик В.И. (2002). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 477 с.