https://doi.org/10.20339/PhS.6-18.057
Липовецкий Марк Наумович,
филолог и критик, доктор филологических наук,
профессор университета Колорадо, Болдер, США
e‑mail: mark.leiderman@Colorado.EDU
В статье впервые рассматривается драматургия Д. Пригова. Автор статьи видит в пьесах Пригова, написанных в 1970-е годы, особую версию театра абсурда, который, с одной стороны, перерастает в хеппенинг и акцию («Я играю на гармошке», «Катарсис, или Крах всего святого»), а с другой — в постмодернистскую мистерию («Черный пес»). Театр Пригова, как и его творчество в других жанрах, непременно включает уровень метарефлексии, который превращает его пьесы в концептуальные высказывания о перформативности и идентичности не только на сцене, но и за ее пределами. Пригов в равной мере подрывает представление об «аутентичном Я», скрывающемся за перформативным поведением, и надежду на возможность «стать Другим», перформативно пережить инакость как освобождение. В пьесах Пригова перформативность понимается как «мерцание» между равно недосягаемыми полюсами своего и другого, и это понимание существенно как для его эволюции, так и для эволюции русского постмодернизма.
Ключевые слова: Пригов, драматургия 1970-х гг., театр абсурда, перформативность.
Литература
- Дёготь Е.Ю. Пригов и «мясо пространства» / Неканонический классик: Дмитрий Александрович Пригов (1940–2007): сб. ст. и материалов. М.: Новое лит. обозрение, 2010. С. 617–629.
- Ямпольский М.Б. Пригов. Очерки художественного номинализма. М.: Новое лит. обозрение, 2016.
- Goldberg R. Performance Art: From Futurism to the Present. 3rd ed. London: Thames & Hudson World of Art, 2011.