https://doi.org/10.20339/PhS.5-18.078
Аверин Борис Валентинович,
доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы
Санкт-Петербургский государственный университет
E-mail: virolainen@mail.ru
Роль Мнемозины в «Других берегах» Набокова близка к роли Музы в пушкинском «Евгении Онегине». Но у Пушкина появление Музы — второго «я» автора — не ставит под сомнение единства его личности. Решительное отличие Набокова заключается в том, что его Мнемозина способна как очертить, так и нарушить границы авторского «я». И в этом Набоков оказывается сыном своего века. Вопрос о том, как определяют друг друга природа памяти и принцип индивидуации, отчетливо зазвучал у Вячеслава Иванова и Андрея Белого. С этой проблемой соприкоснулся и Толстой, решавший ее в тесной связи с идеей единства. Совпадая с Владимиром Соловьевым, Толстой трактовал единство как любовь. В своих поздних дневниках он писал: «Личность есть то, что мешает соединению моей души со Всем» и с радостью отмечал, как слабеет его старческая память — ведь личная память мешает растворению в единстве любви. Русские апологеты всеединства часто обращались к Бергсону с его пониманием душевной жизни как сплошного непрерывного процесса. Набоков явно относился к Бергсону с симпатией, но идея любви как всеединства, упраздняющего границы личности, близка ему не была. Тем не менее любовное движение памяти в «Других берегах» то и дело, нарушая всяческие границы, сплавляет воедино фрагменты реальности и авторское сознание. В статье показано, как через незаметное сопряжение откликающихся друг другу мотивов ход памяти в «Других берегах» снимает границу между временными отрезками и не позволяет разъединить на части плывущий единым течением поток бытия. Но в той же книге воспоминаний Набоков пишет о необходимом и спасительном возвращении «разрывающейся вселенной» самосознания «к Ньютонову классическому образцу». В этом он типологически близок к Вяч. Иванову, говорившему об опасности, исходящей от Мнемозины, и «аполлинийском покрове», который может служить защитой от нее. Через искус расторжения граней прошел весь ХХ век. В русскую культуру эта идея, это стремление было принесено символизмом. Набоков принял его наследие вместе с противоядием, также заложенным в русской культуре.
Ключевые слова: Набоков, память, границы личности, Л. Толстой, Вяч. Иванов.
Литература
1. Блюмбаум А. Антиисторицизм как эстетическая позиция: (К проблеме: Набоков и Бергсон) // Новое литературное обозрение. 2007. № 86. С. 134–165.
2. Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы: Биография. СПб., 2010. С. 16.
3. Виролайнен М.Н. Единство как небытие / «Точка, распространяющаяся на все…»: К 90-летию профессора Ю.Н. Чумакова: Сб. научных работ. Новосибирск, 2012. С. 411–417.
4. Доброхотов А. Бергсонианские мотивы в работе Л.П. Карсавина «О свободе» // Логос. 2009. № 3 (71). С. 115–121.
5. Иванов Вяч. Древний ужас / Иванов Вяч. Собр. соч. Брюссель, 1979. Т. 3. С. 91–110.
6. Карсавин Л. О свободе / Карсавин Л. Малые сочинения. СПб., 1994. С. 204–255.
7. Набоков В. Другие берега / Набоков В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 2000. Т. 5. С. 140–335.
8. Набоков В. Марсель Пруст / Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. С. 276.
9. Набоков В. Подлинная жизнь Себастьяна Найта / Набоков В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. СПб., 1997. Т. 1. С. 24–191.
10. Память и забвение. Древо истории идей: Собрание текстов / Сост., подгот. текстов; предисл. Л.В. Стародубцевой; под общ. ред. Н.Ф. Колосовой. Харьков, 2000. 686 с.
11. Пушкин А.С. Евгений Онегин / Пушкин. Полн. собр. соч. М.; Л., 1937. Т. 6. С. 19.
12. Стародубцева Л.В. Мнемозина и Лета: Память и забвение в истории культуры. Харьков, 2003. 696 с.
13. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.; Л., 1934. Т. 58. С. 99–151.
14. Шапиро А.Е. Концепт памяти в понимании Анри Бергсона и Владимира Набокова / Язык и текст. 2016. Т. 3. № 2. С. 31–36.
15. Lyaskovets T. Approaching Nabokov with Bergson on Time: Why Spatializing Time? [Elektronnyi resurs] Kaleidoscope. 2013. Vol. 5. No. 2. URL: https://community.dur.ac.uk/kaleidoscope/index.php/kaleidoscope/article/... (дата обращения: 08.05.2017).
16. Mattison L. Nabokov’s Aesthetic Bergsonism: An Intuitive, Reperceptualized Time // Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. 2013. Vol. 46. No. 1. Р. 37–52.
17. Nabokov V. Strong Opinions. New York, 1990. Р. 43.
18. Toker L. Nabokov and Bergson / The Garland Companion to Vladimir Nabokov. New York; London: Garland, 1995. Р. 367–373.
19. Toker L. Nabokov and Bergson on Duration and Reflextivity / Nabokov’s World. Vol. 1: The Shape of Nabokov’s World. Houndmills; New York, 2002. Р. 132–140.