https://doi.org/10.20339/PhS.1-18.097
Смыковская Татьяна Евгеньевна,
кандидат филол. наук, доцент
кафедры русского языка и литературы
Благовещенский государственный педагогический университет
e-mail: tarkatova@yahoo.com
В статье исследуется своеобразие художественного пространства лагерных стихотворений А.И. Цветаевой. Лирические произведения, написанные в заключении с 1938 по 1943 год, составили циклы «Пёс под луной» и «Мыльные пузыри», которые были включены в «Мой единственный сборник», вышедший в 1995 году. Топос, являясь ключевой константой цветаевского лирического мира, демонстрирует его объемность и христианскую обусловленность. Поэтические произведения, созданные на Дальнем Востоке, объединяет пространство лагеря, предстающее адом, чье изображение восходит к традициям древнерусской словесности. Изолированный топос лагеря-ада размыкается несколькими векторами. Главный из них — вертикаль, связывающая лирическую героиню с Богом. Вера в поэтическом цветаевском космосе становится неиссякаемым источником духовной силы, помогающей противостоять несправедливости и жестокости судьбы. Топосу лагеря-ада противопоставляется локус рая, понимаемый многомерно. Он главным образом структурируется модусом памяти, которая возвращает героиню в мир дорогого прошлого. Внутренне высвобождающей силой, способствующей преодолению закрытого лагерного пространства, представляется неизбывная надежда, облекаемая в цветаевском поэтическом мире в романтико-религиозную образность. Пространственная парадигма лагерной лирики А. Цветаевой становится одним из главных художественных способов выражения прочного личностного стержня, духовной глубины автора, сумевшего нравственно не сломаться и преодолеть испытание ГУЛАГом.
Ключевые слова: Цветаева, лагерь, лирическая героиня, поэтический мир, стихотворение, топос, художественное пространство, цикл.
Литература
1. Цветаева А.И. Неисчерпаемое. — М.: Отечество, 1992. — 320 с.
2. Цветаева А.И. Мой единственный сборник. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой; Изд-во «Изограф», 1995. — 207 с.
3. «Зовут её Ася. Но лучшее имя ей — Пламя…» // Грани. — 2014. — № 252. — С. 52–80.
4. Архимандрит Виктор (Мамонтов). Языком сердца // Вестник РХД. — 2004. — № 2 (188). — С. 201–218.
5. «Это из богатств Божиих»: Из писем Анастасии Ивановны Цветаевой // Вестник РХД. — 2004. — № 2 (188). — С. 184–193.
6. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. — М.: Искусство, 1977. — 199 с.
7. Памятники литературы Древней Руси: XVII век. — М.: Худож. лит., 1989. — Кн. 2. — 704 с.
8. Ранчин А.М. Святые Борис и Глеб в древнерусской литературе и культуре / Древнерусская литература: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — С. 80–91.
9. Поэзия узников ГУЛАГа: Антология. — М.: МФД; Материк, 2005. — 992 с.
10. Солженицын А.И. Собр. соч.: в 30 т. — М.: Время, 2010. — Т. 4. Архипелаг ГУЛАГ: Опыт художественного исследования. Части I–II. — 544 с.
11. Медведев А.А. Концепт тишины в лирике А.И. Цветаевой 1937—1943 // Вестник Челябинского гос. ун-та. — 2014. — № 9–1. — С. 319–325.
12. Пухальская Г.Н. Встречи с А.И. Цветаевой. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1996. — 127 с.