https://doi.org/10.20339/PhS.4-17.020
Баронова Елена Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент,
старший преподаватель кафедры иностранных языков и культур
Арзамасского филиала Нижегородского научно-исследовательского университета имени Н.И. Лобачевского (Арзамас, Россия)
e-mail: ipprepod@yandex.ru
Крупнова Наталия Александровна,
кандидат филологических наук, доцент,
старший преподаватель кафедры иностранных языков и культур
Арзамасского филиала Нижегородского научно-исследовательского университета имени Н.И. Лобачевского (Арзамас, Россия)
e-mail: krupnova.n.a@yandex.ru
Морозов Дмитрий Леонидович,
кандидат педагогических наук, доцент,
старший преподаватель кафедры иностранных языков и культур
Арзамасского филиала Нижегородского научно-исследовательского университета имени Н.И. Лобачевского (Арзамас, Россия).
e-mail: morozoff10@rambler.ru
В центре внимания данной статьи — механизмы производства наречий-композит в составе словообразовательных гнезд с глагольной вершиной. В качестве основного способа производства рассматриваемых единиц называется основосложение в сочетании с другими видами. В рамках статьи обращается внимание также на наречия с множественной словообразовательной структурой, проанализированы особенности производства механизмов образования подобных полиструктурных образований, а также определены разные мотивирующие основы наречий-композит в порядке их представленности при производстве названных образований. Полимотивированные наречия-композиты образованы на базе словосочетаний с подчинительными отношениями, причем уточняющий компонент с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи может быть выражен как существительным, так и прилагательным, наречием, числительным, реже местоимением.
Ключевые слова: механизмы производства, композиты, словообразовательные гнезда, множественность словообразовательной структуры, полиструктурные образования, мотивирующая основа, подчинительные отношения основ.
Литература
1. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2‑х т. — М.: Русский язык, 1985. — Т. 1. — 843 с.; Т. 2. — 886 с.
2. Чурилова Н.А. Композиты в составе русских глагольных гнезд: механизмы слово- и семообразования: автореф. дис. … канд. филол. наук. — Арзамас, 2005.
3. Виноградов В.В. Современный русский язык, вып. 2. — М.: Учпедгиз, 1938. — С. 115–119.
4. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 434.
5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. — М.: Изд-во МГУ, 1968. — С. 68–69.
6. Тихонов А.Н. Множественность словообразовательной структуры слова в русском языке // Русский язык в школе. — 1970. — № 4. — С. 43–45.
7. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. — М.: Наука, 1977. — С. 94.
8. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. — М.: Наука, 1977. — С. 46–47.
9. Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Наука, 1980. — Т. 1. — 641 с.
10. Словарь русского языка: В 4-х т. — М.: Русский язык, 1981. — С. 22, 23, 25.