Смирнова Альфия Исламовна,
доктор филологических наук, профессор,
кафедра русской новейшей литературы и читательских практик
Института гуманитарных наук,
Московский городской педагогический университет
E-mail: alfia-smirnova@yandex.ru
В статье анализируются рассказы Г.И. Газданова «Черные лебеди», «Гавайские гитары» и «Княжна Мэри», главными героями которых являются русские эмигранты. Экзистенциальная модель мира описывается в них через систему мотивов (одиночества, смерти, скуки, «двойной жизни», сна) и выявление способов реализации в тексте оппозиции ’свой’ / ’чужой’, ’внутренний’ / ’внешний’. Для героев писателя спасительным является уход от реальности как единственная возможность существования в мире абсурда.
Ключевые слова: Газданов, рассказы, экзистенциальная модель мира, герой, мотив, одиночество, смерть.
Литература
1. Матвеева Ю.В. «Превращение в любимое»: Художественное мышление Гайто Газданова. — Екатеринбург: Изд-во Уральского госуниверситета, 2001. — 99 с.
2. Поляева М.С. Малая проза Гайто Газданова / Гайто Газданов в контексте русской и западноевропейской литератур. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. — С. 193—198.
3. Газданов Г.И. Ночные дороги / Газданов Г.И. Собрание сочинений: В 3 т. — Т. 1. — М.: Согласие, 1996. — С. 461—656.
4. Газданов Г.И. Рассказы. На французской земле / Газданов Г.И. Собрание сочинений: В 3 т. — Т. 3. — М.: Согласие, 1996. — 848 с.
5. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 304 с. — С. 32.