http://dx.doi.org/10.20339/PhS.4-15.032
Злочевская Алла Владимировна,
Доктор филологических наук, старший научный сотрудник,
Филологический факультет
МГУ им. М.В. Ломоносова
E-mail: zlocevskaya@mail.ru
Статья посвящена выявлению элементов металитературы в поэтике Ф.М. Достоевского (паритетные отношения между двумя реальностями — «жизни действительной» и вымышленной; художественный образ — как литературно-документальная амальгама из фактов жизни, газетных сообщений и литературно-художественных мотивов; напряженная интертекстуальность, выход Автора на уровень героя).
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, мистический реализм, металитература, «Идиот», русская литература ХIХ в., поэтика.
Литература
1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н. Бердяев о русской философии. — Свердловск, 1991. Ч. 1. — С. 26–148.
2. Иоанн Шаховской (архиепископ Сан-Францисский). «Мастер и Маргарита». Метафизический реализм. — [URL]: www.dubus.by/modules/myarticles/ article_storyid_649/html
3. Simpkins S. Magical strategies: The supplement of realism // Twentieth century literature. Hempstead. — 1988. — Vol. 34. — No. 2. — P. 140–154.
4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1972—1990.
5. Степанян К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. — М., 2005.
6. Злочевская А.В. На пути от модернизма к метапрозе ХХ в.: «метафикциональная версия» мистического реализма в романах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова (на материале «Степного волка», «Дара» и «Мастера и Маргариты») // Stephanos. — 2014. — № 1. — С. 164–175. — [URL]: www.stephanos.ru.
7. Waugh Р. The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction. — London and New York, 1984.
8. Зусева-Озкан В.Б. Историческая поэтика метаромана. — М., 2014.
9. Амусин М. «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». О специфике фантастического в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. — 2005. — № 2. — С. 111–122.
10. Касаткина Т.А. После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Новый мир. — 2006. — № 2. — С. 154–168.
11. Бланк К. Мышкин и Обломов / Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. — М., 2001. — С. 472–481.
12. Злочевская А.В. Гуманистический идеал Просвещения и образ князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Филологические науки. — 1989. — № 2. — С. 18–25.
13. Злочевская А.В. Стихия смеха в романе «Идиот» / Ф.М. Достоевский и мировая культура. — СПб., 1993, Ч. 1. — С. 25–47.
14. Подкопаева И.А. Образ Ж.-Ж. Руссо в романе «Исповедь» и князь Мышкин. Сходство и различие вариантов «естественного» человека / Типология литературного процесса. — Пермь, 1988. — С. 71–81.
15. Местергази Е. Князь Мышкин и проблема веры в романе Достоевского «Идиот» / Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. — М., 2001. — С. 291–318.
16. Левина Л.А. Два князя (Владимир Федорович Одоевский как прототип Льва Николаевича Мышкина) // Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. — СПб., 1997. — С. 139–152.
17. Злочевская А.В. «Идеал Христов» в подтексте образа «прекрасного героя» Ф.М. Достоевского и М. Булгакова (князь Мышкин — Иешуа Га-Ноцри) / Ф.М. Достоевский и мировая культура. — М., 2011.
18. Борисова В.В. Национальное и религиозное в творчестве Ф.М. Достоевского. Проблема этноконфессионального синтеза. — Уфа, 1997.
19. Белый А. Символизм / Белый А. Символизм как миропонимание. — М., 1994. — С. 256–257.
20. Ермилова Г.Г. Восстановление падшего слова, или о филологичности романа «Идиот» / Ф.М. Достоевский и мировая культура. — М., 1999. — С. 54–80.
21. Злочевская А.В. «Монологизирующие центры» романов Ф.М. Достоевского // Ф.М. Достоевский и мировая культура. — М., 2003. — С. 196–232.
22. Набоков В. В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. — СПб., 1997—1999.
23. Чичерин А.В. Сила поэтического слова. — М., 1985.
24. Липовецкий М. Закон крутизны // Вопросы литературы. — 1991. — № 11–12. — С. 3–36.
25. Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. — СПб., 2010.