DOI 10.20339/PhS.6s-25.171
Шафранская Элеонора Федоровна,
доктор филологических наук, профессор
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
e-mail: shafranskayaef@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-4462-5710, elibrary SPIN: 5340-6268
Шаймерденова Нурсулу Жамалбековна,
доктор филологических наук, профессор
Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы, Казахстан)
e-mail: turkology.ri@gmail.com
https://orcid.org/0000-0002-2830-8336
Кобегенова Кундыз Сериккызы,
магистр филологических наук
Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы, Казахстан)
e-mail: kobegenova.k@gmail.com
В работе исследован малоизвестный роман «Средняя Азия в Средние века (или Средние века в Средней Азии)» советского художника и писателя Павла Яковлевича Зальцмана. Проблематика статьи связана с критикой «показного» характера большинства межкультурных проектов советской эпохи, где «диалог культур» сводился к внешним контактам и не предполагал подлинного проникновения в иное мировоззрение. Немногие писатели предпринимали эмпатические усилия, выходя за пределы этноцентрической позиции субъекта, мыслящего в рамках собственной культурной матрицы. Зальцман, по мнению авторов настоящей статьи, представляет собой пример такого выхода — «случай Зальцмана». В тексте романа Зальцмана выявлены тюркские культурные концепты, свидетельствующие о глубине проникновения автора в иную культурную реальность и о преодолении им традиционного восприятия Востока. В процессе анализа представлена характеристика писательской оптики, изучен отход Зальцмана от ориенталистского канона, сложившегося в русской литературе XIX–XX вв., рассмотрены паттерны тюркской культурной картины мира: маскарабозы, Хызр, Машраб, Симург, Закхак.
Ключевые слова: Павел Зальцман, тюркский мир, ориентализм, маскарабоз, Хызр, Машраб, Симург, Заххок/Закхак, роман «Средняя Азия в Средние века»
Литература
1. Юрьев О. Одноклассники. Почти повесть о последнем поколении русского литературного модернизма: Всеволод Петров и Павел Зальцман // Новый мир. 2013. № 6. С. 168–191.
2. Кукуй И. «Природа, обернувшаяся адом…»: (о прозе Павла Зальцмана 1930–50-х гг.) // Щенки: проза 1930–50-х годов / П. Зальцман. М.: Водолей, 2017. С. 407–415.
3. Шафранская Э.Ф. Другая притча о Средней Азии Павла Зальцмана // Палимпсест: литературоведческий журнал. 2020. № 1 (5). С. 102–122.
4. Шафранская Э.Ф. Ordinamenti Павла Зальцмана: роман о Средней Азии // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2021. № 3. С. 105–113. DOI 10.20339/PhS.3-21.105.
5. Герчук Ю. Павел Зальцман // Павел Зальцман. Жизнь и творчество: сб. ст. Иерусалим: Филобиблон, 2007. С. 6–17.
6. Зальцман Е. (Лотта). Воспоминания об отце // Павел Зальцман. Жизнь и творчество: сб. ст. Иерусалим: Филобиблон, 2007. С. 18–69.
7. Бренер А. Жития убиенных художников. М.: Гилея, 2017. 375 с.
8. Кешфидинов Ш.Р. Война глазами животных в произведениях Павла Зальцмана и Эрвина Умерова // Вопросы филологии. 2022. № 2 (78). С. 85–89.
9. Кукуй И. «Именно того, что было, я не мог увидеть»: нарратив воспоминания в блокадном тексте Павла Зальцмана // Новое литературное обозрение. 2016. № 1 (137). С. 172–181.
10. Зальцман Е. (Лотта). О романе П.Я. Зальцмана «Средняя Азия в Средние века» // Средняя Азия в Средние века (или Средние века в Средней Азии) / П.Я. Зальцман. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. С. 379–405.
11. Павел Зальцман. Жизнь и творчество: сб. ст. Иерусалим: Филобиблон, 2007. 204 с.
12. Лотман М. О семиотике страха в русской культуре // Семиотика страха: сб. ст. М.: Европа, 2005. С. 13–35.
13. Шафранская Э.Ф. О русском ориентализме, «русском мире» в колониальной литературе и их переосмыслении в постколониальной литературе // Новое литературное обозрение. 2020. № 1 (161). С. 291–306.
14. Гиздатов Г.Г. «Остаточные смыслы» и эстетика интермедиальности в романе Павла Зальцмана «Средняя Азия в Средние века» // Quaestio Rossica. 2023. Т. 11. № 4. С. 1432–1444. DOI 10.15826/qr.2023.4.856.
15. Волохова Т.В., Шафранская Э.Ф. Среднеазиатские социальные типажи как паттерн ориентализма в прозе Леонида Соловьева // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2021. Т. 18. № 1. С. 44–59. DOI 10.22363/2618-897X-2021-18-1-44-59.
16. Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. 192 с.
17. Пиотровский М.Б. Хадир // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 276.
18. Хисматуллин А.А. Суфизм. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2003. 224 с.
19. Шафранская Э.Ф. Усто Мумин: превращения. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2023. 304 с.
20. Веселовский Н.И. Памятник Ходжи Ахрара в Самарканде // Восточные заметки: сб. ст. и исследований профессоров и преподавателей факультета восточных языков Императорского С.-Петербургского университета. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1895. С. 321–336.
21. Лыкошин Н.С. Дивана-и-Машраб: жизнеописание популярнейшего представителя мистицизма в Туркестанском крае / пер. и примеч. Н.С. Лыкошина. Самарканд: Изд. Самаркандского областного статистического комитета, 1915. 246 с.
22. Остроумов Н.П. Сказки сартов в русском изложении. Ташкент: Тип. окр. штаба, 1906. 171 с.
23. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». М.: РГГУ, 2001. 170 с.
24. Курганов Е. О необходимости страха // Семиотика страха: сб. ст. М.: Европа, 2005. С. 36–43.
25. Смирнов И. О гротеске и родственных ему категориях // Семиотика страха: сб. ст. М.: Европа, 2005. С. 204–221.
26. Буренина О. «И опять я вижу свой страх…»: о порождении genus absurdum в русской литературе // Семиотика страха: сб. ст. М.: Европа, 2005. С. 222–248.




.png)







