УДК 811.161.1`42
DOI 10.20339/PhS.6s-25.113
Брагина Марина Александровна,
кандидат филологических наук,
заведующая кафедрой русского языка № 1
Институт русского языка
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
e-mail: bragina-ma@rudn.ru
AuthorID: 279889, https://orcid.org/0000-0001-7589-2726
Левина Вера Николаевна,
доктор филологических наук, доцент,
профессор кафедры русского языка № 1
Институт русского языка
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
e-mail: levina_vn@mail.ru, levina-vn@rudn.ru
AuthorID: 497389, https://orcid.org/0000-0002-3732-6990
Шарапова Елена Васильевна,
старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
Белорусско-Российский университет (Могилев, Беларусь)
e-mail: elenasharapova@tut.by
AuthorID: 890147
Актуальность настоящей работы обусловлена интересом современной гуманитаристики к лингвостилистическим и семиотическим аспектам языковой репрезентации мира. Материалом исследования послужил эссеистический текст «Набережная неисцелимых» И.А. Бродского, советского и российского поэта, прозаика, эссеиста, лауреата Нобелевской премии в области литературы (1987). Эссе, созданное автором в 1989 г., имеет биографический характер и посвящено истории его путешествий в Венецию. Теоретическую базу исследования составляют работы в области стилистики философско-художественного дискурса (Н.С. Автономовой, Н.М. Азаровой, В.В. Бибихина, И.П. Смирнова и др.), репрезентации текстовых единиц (С.В. Пискуновой и др.). В рамках предлагаемой статьи предпринята попытка анализа семантической структуры эссе, особенностей моделирования семантики текстовых пейзажных единиц в индивидуально-авторской картине мира И. Бродского. Пейзажные единицы, обладающие способностью к «внешней иллюстративности», репрезентированы в тексте эссе в большей степени цвето- и звукоизобразительными лексемами, которые, помимо зафиксированной в языке семантики, приобретают в контексте художественного текста дополнительные смысловые оттенки, отражающие индивидуально-авторское восприятие мира. Неоднократно манифестируется именно визуальная составляющая описываемого городского пространства.
Ключевые слова: текстовая пейзажная единица, авторская языковая картина мира, философско-художественный дискурс, Иосиф Бродский
Литература
1. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М.: РОССПЭН, 2008. 704 с.
2. Азарова Н.М. Конвергенция русских философских и поэтических текстов XIX–XX вв.: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2010. 44 с.
3. Бибихин В.В. Язык философии. СПб.: Наука, 2007. 389 с.
4. Бразговская Е.Е. Преодоление рациональности языка в философско-художественном дискурсе // Вестник Пермского университета. Серия: Филология. 2008. Вып. 3 (19). С. 8–13.
5. Бродский И. Набережная неисцелимых. М., 2011. URL: https://litlife.club/books/104376/read?ysclid=mfccepp137114167140 (20.08.2025).
6. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. М., 2000. 236 с.
7. Смирнов И.П. Текстомахия: как литература отзывается на философию. СПб.: Петрополис, 2010. 208 с.
8. Левина В.Н., Пискунова С.В. Иллюстративное моделирование семантики в структуре текстовых пейзажных единиц // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 2 (036). С. 176–179.
9. Miłosz Cz. Wiersze wszystkie. Kraków: Znak, 2011. 1406 s.




.png)







