Корзина пуста.
Войти

Типы авторского сознания в татарской литературе в Средние века

М.И. Ибрагимов
$2.50

УДК 821.512.14`04
DOI 10.20339/PhS.6-25.068

 

Ибрагимов Марсель Ильдарович,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник,

заведующий лабораторией сопоставительного татароведения

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан

e-mail: mibragimov1000@mail.ru

https:orcid.org/0000-0002-7805-3167

 

В статье проанализированы типы авторского сознания в произведениях известных татарских поэтов Средневековья: Кул Гали, Мухаммедьяра, Кул Шарифа. Определено, что при отсутствии теоретических трудов по поэтике представления об авторе, его роли, назначении выражались в самих литературных произведениях. В творчестве Кул Гали и Мухаммедьяра эти представления выражались в традициях адаба — влиятельного направления в литературе мусульманского Востока, целью которого было формирование благовоспитанного и образованного человека, внушение ему правил поведения, которым надлежит следовать мусульманину. В соответствии с этими традициями в «поэмах» Кул Гали «Кыйсса-и Юсуф» («Сказание о Юсуфе») и Мухаммедьяра «Нуры содур» («Свет сердец») и «Төхфәи мәрдан» («Дар мужей») автор выступает как носитель религиозного сознания, призывающий читателя жить в соответствии с нормами мусульманской этики. Характерная для средневековой литературы идея о поэзии как божественной инспирации соединяется (на уровне поэтики) в них с представлениями о высоком поэтическом ремесле, что находит отражение в устойчивых образных сравнениях (поэт уподобляется ювелиру, садовнику, возделывающему сад, и др.). Установлено, что в стихотворениях Кул Шарифа авторская идентичность определяется ключевыми понятиями суфизма: «зухд», «тауба», «зикр». Субъект сознания в стихах Кул Шарифа — суфий, жизнь которого посвящена познанию Истины (Бога).

Ключевые слова: автор, средневековая татарская литература, адаб, суфизм, поэтика, Кул Гали, Мухаммедьяр, Кул Шариф

 

Литература

  1. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. статей. М.: Наследие, 1994. С. 3–38.
  2. Гринцер П.А. От редактора // Восточная поэтика: Тексты. Исследования. Комментарии. М.: Восточная литература, 1996. C. 3–12.
  3. Загидуллина Д.Ф. История науки о литературе у татар: учеб. пособие. Казань: Казанский университет, 2011. 132 с.
  4. Аверинцев С. Авторство и аворитет // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 105–125.
  5. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина VIII–XI век). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. 262 с.
  6. Гринцер П.А. Литературы древности и средневековья в системе исторической поэтики // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. С. 72–103.
  7. Рейснер М.Л. Мотивы авторского самосознания в персидской газели XI — начала XVIII века // Памятники литературной мысли Востока. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 250–334.
  8. Таҗетдин Ялчыгол: тарихи-документаль җыентык. Казан: Җыен, 2019. 319 б.
  9. Кол Гали. Кыйсса-и Йосыф. Казань: Татарское книжное изд-во, 1983. 544 с.
  10. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 311 с.
  11. Шукуров М. Художественное творчество и проблема теодицеи // Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока. М.: Восточная литература, 1995. С. 51–76.
  12. Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 172 с.
  13. Халидов А.Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры (V–XV вв.) / отв. ред. О.Г. Большаков. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. С. 215–311.
  14. Мөхәммәдьяр. Нуры содур: поэмалар, шигырь. Казан: Татар. кит. нәшр., 2021. 272 б.
  15. Шукуров Ш. «Охота за смыслом» в искусстве Ирана // Сад одного цветка: сб. ст. и эссе. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 91–110.
  16. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Татарское книжное изд-во, 2002. 238 с.
  17. Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). М.: Языки славянских культур, 2009. 552 с.
  18. Кул Шариф и его время. Казань: Татарское книжное изд-во, 2005. 192 с.
  19. Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. М.: Алетейя: Энигма, 2000. 416 с.
  20. Юсупова Н.М., Юсупов А.Ф. Символизация в тюрко-татарской поэзии Средневековья и Нового времени (на примере суфийских поэтических произведений): в 2 ч. Ч. 2 // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (52). C. 209–211.