Корзина пуста.
Войти

Жанровая традиция «Трех Толстяков» Ю. Олеши

В.С. Сорокина, Я.В. Мазина
$2.50

УДК 81`42
DOI 10.20339/PhS.6-25.027

 

Сорокина Вера Владимировна,

доктор филологических наук, старший научный сотрудник

Научно-исследовательской лаборатории

«Русская литература в современном мире» филологического факультета

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: vvsoroko@gmail.ru

Мазина Янина Владимировна,

старший преподаватель кафедры глобальных коммуникаций

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: yaninamazina@gmail.com

 

В статье рассматривается жанровая специфика романа-сказки Ю.К. Олеши «Три Толстяка», его принадлежность к литературной традиции начала XX века в контексте исторических и социокультурных явлений указанного периода. Особое внимание уделяется исследованию как композиционных особенностей произведения (пространственно-временной организации текста, открытости сюжетной линии), так и понятийно-смысловой стороне повествования, где с помощью художественных приемов создается иллюзия реалистичности сказочного мира. Исследуется влияние зарубежных литературных сказок таких авторов, как В. Гауф, Э.Т.А. Гофман, Г.Х. Андерсен и других, на оригинальную повествовательную манеру советского писателя. Помимо этого, прослеживается отсыл к остросоциальным явлениям, современным автору, и одновременно драматическим сюжетам У. Шекспира и В. Гюго, позволяющий говорить о сложности и двухадресности романа-сказки «Три Толстяка» и стремлении автора к созданию детской сказки с «взрослым смыслом». Анализируются творческие усилия автора в период борьбы со сказкой в поиске оригинальной жанровой формы, воплощенной в романе для детей, в котором сказочные условности переплетаются с традиционными романными приемами. Таким образом, соединение фольклорного и литературного начал, романного и сказочного, игрового и драматического, эпического и лирического придают произведению Ю. Олеши уникальность и многомерность.

Ключевые слова: «Три Толстяка» Ю.К. Олеши, роман-сказка, детская литература, чудесное в сказке, зарубежная сказка, национальная идентичность автора

 

Литература

1. Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши. М., 1972.

2. Арзамасцева И.Н. Идейно-эстетические взгляды Ю.К. Олеши (На материале прозы 1920-х годов): автореф. дис. …канд. филол. наук. М., 1994.

3. Белинков А.В. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. М., 1976.

4. Октябрьская О.С. Формирование и развитие жанровой системы в русской детской прозе 1920–1950-х годов. М., 2016.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

6. Аникин В.П. Русские народные сказки. М., 1978.

7. Олеша Ю.К. Пьесы. Статьи о театре и драматургии. М., 1968.

8. Беляков С.С. Европеец в русской литературе. Проблема индивидуально-интеллектуальной адаптации в этнически чуждой среде // Исторический нарратив. Екатеринбург, 2004.

9. Подлубнова Ю.С. Метажанры в русской литературе 1920 — начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория): автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005.

10. Маркина П.В. Мифопоэтика художественной прозы Ю.К. Олеши: автореф. дисс. …канд. филол. наук. Барнаул, 2006.

11. Комия М. Романы Ю.К. Олеши «Зависть» и «Три Толстяка» как метапроза: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.

12. Олеша Ю.К. Ни дня без строчки. М., 1965.

13. Олеша Ю.К. Три Толстяка. М.-Л., 1928.

14. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 5 т. М., 1991. Т. 5. С. 205–207.

15. Кокорин А.В. Что нужно комментировать в «Трех Толстяках Ю.К. Олеши?» // Детские чтения. 2018. № 2. С. 54–74.