Корзина пуста.
Войти

Жанр как социальная институция: к механизмам жанровой эволюции оды и эпиграммы

Л.Г. Кихней
$0.00
УДК 821.161.1-1-7
 

Кихней Любовь Геннадьевна,

доктор филологических наук, профессор,

заведующая кафедрой истории журналистики и литературы Московский университет имени А.С. Грибоедова

e-mail: lgkihney@yandex.ru

 

В статье рассматривается эволюция жанров оды и эпиграммы от Античности до XX в. с целью выявления механизмов жанровой традиции и трансформации. Прослеживается вхождение оды и эпиграммы в литературный канон эпохи классицизма и их развитие в русской традиции (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин), а также возрождение жанровых установок одичности и эпиграмматичности в советское время. На материале истории этих жанров выдвигается тезис о том, что жанры живут не как формальные реликты прошлых эпох, а как риторически и идеологически нагруженные структуры, возникающие в литературе в ответ на социальный и ценностный запрос эпохи. Показано, что семантический инвариант жанра задается его социальной функцией, а сам механизм жанрообразования связывается с определенными аксиологическими установками, актуальными для общества в ту или иную эпоху. Таким образом, типология жанра обусловлена типологией социальных ценностных факторов. В заключение вводится понятие «жанров репутационного действия» — жанровых структур, генерируемых не памятью формы, а памятью ценностных установок литературного сознания.

Ключевые слова: литературный жанр, ода, эпиграмма, жанровая эволюция, жанровая традиция, социальный заказ, аксиологические установки, репутационная функция

 

Литература

  1. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. 4-е изд, испр. и доп. М.: Высш. шк., 2004. 405 с.
  2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 404 с.
  3. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 445 с.
  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 364 с.
  5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1979. 360 с.
  6. Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении, роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. С. 173–257.
  7. Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении, роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. С. 17–36.
  8. Гаспаров М.Л. Ода // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2003. Стб. 684–685.
  9. Kanellou M., Petrovic I., Carey C. Introduction // Greek Epigram from the Hellenistic to the Early Byzantine Era. New York: Oxford University Press, 2019. Р. 1–16.
  10. Гаспаров М. Комментарии // Оды. Эподы. Сатиры. Послания / Квинт Гораций Флакк; ред. переводов, вступ. ст. и коммент. М. Гаспарова. М.: Худож. лит., 1970. С. 423–468.
  11. Васильев Вл. Об эпиграмме // Всемирная эпиграмма: антология: в 4 т. / сост., вступ. ст. Вл. Васильева. Т. 1. СПб.: Политехника, 1998. С. 5–62.
  12. Недбайлик С.Р., Калинина Л.Ю. Эволюция эпиграмматического жанра во французской литературе: обзор исторических традиций // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Социальные, гуманитарные науки». 2024. Т. 26. № 94. С. 17–29.
  13. Алексеева Н.Ю. Русская ода: развитие одической формы в XVII–XVIII веках. СПб.: Наука, 2005. 369 с.
  14. Гиллельсон М.И. Русская эпиграмма // Русская эпиграмма (XVIII — начало XX века) / сост. и примеч. М.И. Гиллельсона и К.А. Кумпан. СПб.: Сов. писатель, 1988. С. 5–44.
  15. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр //  Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. С. 227–270.
  16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.