Романова Ксения Сергеевна,
кандидат филологических наук, старший преподаватель
Кафедра английского языка и профессиональной коммуникации
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
e-mail: ksuromanova@inbox.ru
IstinaResearcherID: 30793891
В статье сопоставляются романы американского писателя Генри Миллера «Тропик Рака» и его «литературного наследника», русскоязычного эстонского писателя Андрея Иванова «Путешествие Ханумана на Лолланд». Выявляются сходства и различия интерпретации Миллером и Ивановым телесного начала в человеке, а также факторы, повлиявшие на их художественное осмысление телесности в попытке ответить на вопрос: почему автобиографический герой у Иванова, наследующего американскую трансцендентальную литературную традицию, не достигает той метафизической свободы при абсолютизациии тела, которая открывается повествователю Миллера. Делаются выводы о том, что, наследуя идею Ницше о дионисийстве и обретая поддержку своих представлений о бессознательном как ключе к пониманию человеческой души своей возлюбленной Анаис Нин и находя их подтверждение в творчестве современников-модернистов, Миллер ниспровергает традиционные представления о морали и нравственности, чтобы показать, как отказ от стереотипного рационального мышления и раскрепощение заложенной в человеке витальной энергии может привести к более гармоничному мироощущению и к осознанию присутствия в жизни Божественного смысла. Герой Иванова, протестуя против навязываемых культурой условностей в форме гедонической «жизни по собственным правилам», ощущает свою тотальную зависимость от обстоятельств, и это обнажает иллюзорность транслируемой им свободы. Сама «азулянтская» среда, низводящая человека до его физиологических потребностей и ведущая его к моральной деградации, и обреченность находиться в такой среде препятствуют восприятию Юджем тела как инструмента для обретения творческих инсайтов и формируют в его сознании образ тела как тюрьмы.
Ключевые слова: эмиграция, телесность, физиологический, духовное преображение, свобода, бессознательное, сакральный, трансцендентное, сверхсознание
Литература
1. Аствацатуров А.А. Автор и герой в лабиринте идей: статьи. М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2023. 480 с.
2. Андрей Иванов: «Я постоялец моих книг». Интервью Rara Avis. URL: https://www.rara-rara.ru/menu-texts/andrej_ivanov_ya_postoyalec_moih_knig?ysclid=m2ynwx66so758166362 (04.06.2024).
3. Аствацатуров А.А. «Мыслящее тело» в поисках языка. Случай Генри Миллера // НЛО. 2005. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2005/1/myslyashhee-telo-v-poiskah-yazyka-sluchaj-genri-millera.html (04.06.2024).
4. Интервью А. Иванова Д. Бавильскому // «Частный корреспондент». 2010. URL: https://esdra.livejournal.com/2188906.html?ysclid=m2ylh8ia3y283605923 (07.06.2024).
5. Подлубнова Ю. Будни «азулянта» // Урал. 2010. № 12. URL: https://magazines.gorky.media/ural/2010/12/budni-8220-azulyanta-8221.html (09.06.2024).
6. Иванов А.В. Путешествие Ханумана на Лолланд. М.: Астрель, 2011. 412 с.
7. Jong E. The devil at large. Erica Jong on Henry Miller. N. Y., 1993.
8. Миллер Г. Тропик Козерога. Тропик Рака. СПб.: Петербург-XXI век. 1994. 560 с.
9. Hassan I. The literature of silence. New York, 1967. 241 p.
10. Аствацатуров А.А. Расшифровка Генри Миллера. Как Миллер познает мир при помощи собственной литературы. URL: https://arzamas.academy/materials/1593 (10.06.2024).