Корзина пуста.
Войти

Лингвокультурное освоение лексики: метафорика страсти

С.Г. Воркачев
$2.50
УДК 81`37+821.161.1
 

Воркачев Сергей Григорьевич,

доктор филологических наук,

профессор кафедры иностранных языков

Кубанский государственный технологический университет

e-mail: svork@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6290-2582

Researcher ID: W-4122-2017, Scopus Author ID: 56642838800

 

В статье дается характеристика российской лингвокультурологии как дисциплинарного направления, имеющего отличительные особенности, наиболее значимой из которых является владение базовым термином «лингвокультурный концепт». Устанавливается, что основным отличием лингвокультурного концепта от понятия выступает доминирование образной составляющей, лежащей в основе метафоры. По уровню абстрактности и невозможности прямой визуализации к этическим категориям непосредственно примыкают эмоциональные концепты, в том числе и страсть как всеохватное чувство исключительной силы, стойкости и длительности, наглядно представляемое сознанию с помощью метафоры. В образном представлении семантики страсти используются практически все базовые виды тематического переноса признаков вспомогательного субъекта, где безусловным лидером по частотности появления выступает блок термо-, пиро- и фотометафор. Метафорика страсти со стороны дефиниционной роли и значимости образно воплощенных семантических признаков позволяет выделить три основных смысловых разряда: образное представление семантических признаков любых эмоциональных проявлений; индивидуально-авторские метафоры — уподобление страсти ассоциативно периферийным и случайным объектам; образное воплощение страсти путем метафоризации ее видового дефиниционного признака — эмоциональной интенсивности. Выход за пределы нормы страсти образно воплощается с помощью световой и тепловой метафор, причем последняя синестезически дублируется цветовой, когда страсть передается «теплыми цветами». «Накал» страсти воплощается также в анормальных и эксцессивных погодно-климатических образах, а также в образах запредельно интенсивных явлений.

Ключевые слова: лингвокультурология, антропологическая лингвистика, лингвокультурный концепт, образная составляющая, метафора, семантический признак, страсть

 

Литература

  1. Приходько А.Н. Концепты и антиконцепты // Концепты и концептосистемы. Днепропетровск: Белая Е.А., 2013. С. 66–76.
  2. Степанов Ю.С. «Понятие», «концепт», «антиконцепт». Векторные явления в семантике // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования. М.; Калуга: ИП Кошелев, 2007. С. 19–26.
  3. Воркачев С.Г. Семантические комплексы в российской антропологической лингвистике: смысловые единства и их составляющие // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2022. Т. 8. № 2. C. 24–40. DOI 10.18413/2313-8912-2022-8-2-0-2.
  4. Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания. М.: Национальное образование, 2016. 232 с.
  5. Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993. С. 3–6.
  6. Воркачев С.Г. Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70. № 5. С. 64–74.